Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Простите, если вам уже надоели посты на вечную тему. Но... я посмотрел "Евангелион", и, поскольку из головы у меня он не выходит, решил попробовать написать комплексную рецензию. Специально зашел к вам, чтобы меня для начала грамотно повозили об стол лицом фэны, которые явно глубже разбираются, чем такой дилетант, как я.

Выкладывать буду частями, чтобы оперативно редактировать дальнейший текст. :hazukashii_2:

Вступление

Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет свою душу ради Меня, тот обретет ее.

Евангелие от Матфея, 16:25

«Евангелион» в среде отаку является таким же культовым фильмом, как и в среде интеллектуалов – «Сталкер» или «Солярис». Этот сериал не обсуждают, он давно уже является чем-то таким, что даже и неудобно вспоминать о нем иначе как о «той самой Еве». Правда, разные люди в это выражение вкладывают разный смысл. Для одних «Евангелион» - это гениальное произведение, для других – коммерческая поделка в стиле «меха», для третьих – творение глубоко несчастного человека, который выплеснул на экран свою боль. Ирония состоит в том, что каждое из этих мнений – правильное. Хидеаки Анно сумел создать такое полотно, которое не оставляет равнодушным. Его можно любить и ненавидеть, критиковать и превозносить, молиться на него или вздыхать «когда же черт возьмет тебя». «Евангелион» столь же многогранен, как и сама человеческая жизнь – да, собственно, именно жизнь и составляет основную тему этого сериала, а вовсе не красочные (но с «рафинированной» точки зрения откровенно беспомощные) битвы гигантских роботов с пришельцами откуда-то извне. Рынок заставляет режиссера обертывать глубинные образы в блестящую фольгу, наполнять видеоряд сумасшедшими спецэффектами и ошеломлять зрителя космическим масштабом действия. Но там, под всей этой мишурой в конце-концов можно увидеть то, ради чего все это создавалось. А иногда это просто отдельные кадры, которые заставляют переосмыслить вообще весь смысл только что увиденного. Правда, нужно для начала внимательно смотреть, а не садиться в скептическую позу и нудным голосом охать: «Опять эти длинноногие и большеглазые анимешные девчонки».

Ну казалось бы, сюжет линейно прост. Найдите мальчика, который всю жизнь никому не был нужен, даже его собственному отцу, привезите на сверхсекретную базу, посадите в кабину гигантского робота, который может накостылять любому инопланетному пришельцу, и скажите, что от него зависит судьба всего чудом оставшегося в живых мира. Познакомьте его с двумя прекрасными девушками, которые пилотируют таких же гигантов. Поселите его в одной квартире с фотомоделью «Плейбоя», которая относится к нему, как к любимому брату. Дайте ему впервые в жизни понять, что он – не пустое место, а Герой, Спаситель Мира. Вот вам в одном абзаце весь сюжет «Евангелиона». Просто, не правда ли?

Но простота здесь только кажущаяся. Те, кто ожидал зубодробительного экшна, в котором в стороны разлетаются гильзы от пуль, а между трассирующими следами плазменных выхлопов танцуют в сумасшедшем кендо боевые роботы, уже после первой серии могут расслабиться. Экшна не будет. Более того, главгерой, которому по сюжету надлежит ломать руки-ноги поганой инопланетной нечисти, в первой же серии теряет сознание прямо посреди боя, а суперробот буквально сходит с ума и только по чистой случайности убивает того, кого надо было. Более того, Синдзи изо всех сил брыкается и отказывается от той роли, которую ему навязывают – роли сверхсолдата. Почти в каждой серии Синдзи так или иначе дает понять зрителю – ему совершенно не нравится роль Героя. Он хочет быть один, хочет жить в полувоенной палатке со своим одноклассником и встречать восход солнца в поле. В последней серии цикла Хидеаки Анно дает нам взглянуть на сокровенную мечту Синдзи – вполне заурядную жизнь заурядного школьника, у которого отец утром читает газету и отвечает односложно – «Уммммгм…», а его одноклассница почем зря ругает его за то, что он постоянно опаздывает в школу. Он изо всех сил хочет быть нормальным, но его упорно сажают в кабину робота и указывают очередную цель, заставляя сражаться против очередного монстра. А его отец вообще словно забыл о его, Синдзи, существовании и оказывает гораздо больше знаков внимания странной красноглазой девушке по имени Рэй. При всем при этом побеждает Ангелов – так называют таинственных враждебных пришельцев – он не благодаря своей немерянной крутости, а случайно, чудом ухитряясь выжить. Разве такими бывают герои?

На самом деле, бывают. Хидеаки Анно с самого начала отказался от схематичных героев, ведь снимал не супергеройско-космическую оперу, а в буквальном смысле – космологический эпос, в котором немалую роль должны сыграть характеры героев. Поэтому он обратился к английской традиции «героев, которые не герои», которую основал Майкл Муркок, а потом творчески развил американский писатель Филип К. Дик. Вообще, вся троица пилотов «Евангелионов» очень похожи на муркоковские инкарнации Вечного Воителя. Икари Синдзи словно писан с Эльрика Мелнибонэйского, Аянами Рэй похожа одновременно и на Эльрика и на Манфреда фон Бека, Аска Лэнгли – на Майкла Кейна и Конрада Эрфлайна. И ко всему прочему как Рэй, так и Аска воплощают в себе сущность также и Возлюбленной Героя, что еще больше усложняет их и без того непростые личности. А события, которые разворачиваются вокруг них, сделали бы честь перу Филипа Дика и органично вписываются в полушизофреническую реальность «Лабиринта смерти», «Свободного радио Альбемута» и «Божественного Вторжения». Впрочем, учитывая, что в Японии буквально обожествляют мелнибонэйский цикл Муркока, а «уши» диковской ирреальности, индуцированной наркотиком, просматриваются в каждой второй японской игре (например, можно взять культовую пенталогию «Silent Hill» фирмы Konami) – я не буду удивлен, когда выяснится, что Хидеаки Анно отлично знаком с произведениями обоих и черпал полной рукой идеи оттуда. Еще весьма вероятно, что он знаком и с программными произведениями Вернора Винджа и Брюса Стерлинга – ибо тему для своего сериала избрал – не много ни мало, а преображение человечества в нечто совершенно иное. Но показал он это не с точки зрения обычного человека, а с точки зрения тех людей, которые волей судьбы оказались на переднем краю этого преображения. И поэтому после того, как добегут до конца титры последней 26-й серии, сразу вспоминаются слова Христа: «Какая польза человеку, если он приобретет мир, а душе своей повредит? (Мф. 16:26)».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 43
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

Кртаенько. ^^

Этот сериал не обсуждают

Я уже боюсь спрашивать о том, за счёт чего поплняется этот раздел и весь форум. :hazukashii_2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нескромный вопрос: для какого издания или для какой целевой аудитории предназначено сия рецензия?

IMHO- именно как краткий обзор для людей, незнакомых с НГЕ- неплохо, а вот те кто смотрел и более-менее понял... хмм... найдут над чем поспорить...

В середине по-моему слишком много спойлеров

в первой же серии теряет сознание прямо посреди боя, а суперробот буквально сходит с ума и только по чистой случайности убивает того, кого надо было.
В последней серии цикла Хидеаки Анно дает нам взглянуть на сокровенную мечту Синдзи – вполне заурядную жизнь заурядного школьника, у которого отец утром читает газету и отвечает односложно – «Уммммгм…», а его одноклассница почем зря ругает его за то, что он постоянно опаздывает в школу.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я не согласен с тем, что здесь нет экшена. Пересмотрите битву с Зеруилом и повторите свое утверждение.

Я не согласен с тем, что мечта Синдзи это просто заурядная жизнь. Он вполне мог уйти и жить спокойно, но не стал.

Ваше описание в один абзац создает абсолютно превратное впечатление, извините, гаремного хентая с битвами роботов.

Последний абзац к сожалению проходит мимо меня, ибо с произведениями в нем упоминаемыми я не знаком. Можно было хотя бы выделять качества, по которым вы сравниваете героев, было бы понятно гораздо большему количеству людей.

Вы зря упоминаете роль героя и сверхсолдата, которые будто бы навязывают Синдзи. Его хотят использовать, как оружие. Вещь, которой можно попользоваться, а потом выкинуть. В этом и надо искать трагедию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нескромный вопрос: для какого издания или для какой целевой аудитории предназначено сия рецензия?

IMHO- именно как краткий обзор для людей, незнакомых с НГЕ- неплохо, а вот те кто смотрел и более-менее понял... хмм... найдут над чем поспорить...

Да, именно так.

А вот насчет выделенного... судорожно бьюсь об стенку и стараюсь понять, а зачем же я рецензию сначала сюда запостил, а не сразу туда, куда предназначалось... :hazukashii_2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я не согласен с тем, что здесь нет экшена. Пересмотрите битву с Зеруилом и повторите свое утверждение.

Ну, во-первых, там написано - зубодробительного экшна. А во-вторых, экшн не является основным смыслом этого сериала. Имхо, естественно. Если вам кажется, что эта фраза кривая, посоветуйте, как лучше сформулировать.

Я не согласен с тем, что мечта Синдзи это просто заурядная жизнь. Он вполне мог уйти и жить спокойно, но не стал.

В таком случае не совсем понятно, почему Синдзи уходит за весь сериал несколько раз, два раза - буквально уходит из NERV. Если бы он действительно мог уйти, он бы ушел и никакие секретные агенты за уши бы его обратно не вернули (попросту бы не нашли). В этом и вся двусмысленность ситуации - он не может отказаться от пилотирования "Евы". Обратите внимание, чтобы уйти в 26-й серии, ему понадобилось пройти через род духовной смерти. Это называется - "вполне мог уйти"? Мне так не кажется.

Ваше описание в один абзац создает абсолютно превратное впечатление, извините, гаремного хентая с битвами роботов.

Выделенное мне не понятно. Ну не специалист я, о чем говорилось выше. Затем сюда и пришел. Кстати, данный абзац перенесен буквально из живой дискуссии на другом форуме - и именно с таким восприятием сериала я намеревался полемизировать. Может быть, опять вышло криво, посоветуйте как сформулировать лучше.

Последний абзац к сожалению проходит мимо меня, ибо с произведениями в нем упоминаемыми я не знаком. Можно было хотя бы выделять качества, по которым вы сравниваете героев, было бы понятно гораздо большему количеству людей.

Это будет позже, когда я уже дойду до конкретизации героев. Хотя спасибо за совет, я дам краткий дискурс по данным книгам.

Вы зря упоминаете роль героя и сверхсолдата, которые будто бы навязывают Синдзи. Его хотят использовать, как оружие. Вещь, которой можно попользоваться, а потом выкинуть. В этом и надо искать трагедию.

Мне кажется, трагедию нужно искать не в том, что его хотят использовать как оружие (это только следствие), а в том, что он сам - неотличим от своего оружия, "Евангелиона", и именно поэтому его могут использовать. Это и есть причина всех его комплексов - он боится, что без "Евы" он станет никем, и весь сериал посвящен процессу превращения Синдзи в реальную личность, не зависящую ни от "Евы", ни от своего отца.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется, трагедию нужно искать не в том, что его хотят использовать как оружие (это только следствие), а в том, что он сам - неотличим от своего оружия, "Евангелиона", и именно поэтому его могут использовать. Это и есть причина всех его комплексов - он боится, что без "Евы" он станет никем, и весь сериал посвящен процессу превращения Синдзи в реальную личность, не зависящую ни от "Евы", ни от своего отца.

хорошо сказано, самая суть.

Ну, во-первых, там написано - зубодробительного экшна. А во-вторых, экшн не является основным смыслом этого сериала. Имхо, естественно. Если вам кажется, что эта фраза кривая, посоветуйте, как лучше сформулировать.

у вас написано:

Те, кто ожидал зубодробительного экшна, в котором в стороны разлетаются гильзы от пуль, а между трассирующими следами плазменных выхлопов танцуют в сумасшедшем кендо боевые роботы, уже после первой серии могут расслабиться. Экшна не будет.

выделенную фразу можно воспринять по-разному. Звучит слишком категорично.

В таком случае не совсем понятно, почему Синдзи уходит за весь сериал несколько раз, два раза - буквально уходит из NERV. Если бы он действительно мог уйти, он бы ушел и никакие секретные агенты за уши бы его обратно не вернули (попросту бы не нашли). В этом и вся двусмысленность ситуации - он не может отказаться от пилотирования "Евы". Обратите внимание, чтобы уйти в 26-й серии, ему понадобилось пройти через род духовной смерти. Это называется - "вполне мог уйти"? Мне так не кажется.

а как же сцена на вокзале? Как только Рей поправилась, Синдзи уже могли отпускать на все четыре стороны, а он остается.

Выделенное мне не понятно. Ну не специалист я, о чем говорилось выше. Затем сюда и пришел. Кстати, данный абзац перенесен буквально из живой дискуссии на другом форуме - и именно с таким восприятием сериала я намеревался полемизировать. Может быть, опять вышло криво, посоветуйте как сформулировать лучше.

имелась в виду эротика с трэшем про роботов, извините, но уж больно похоже

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возьму я эту рецензию, и буду теперь тыкать под нос тем, кто утверждает, что Ева - Мульт про роботов.

Кстати, а автор смотрел ЕоЕ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

выделенную фразу можно воспринять по-разному. Звучит слишком категорично.

Записано в блокнот под правкой №1.

а как же сцена на вокзале? Как только Рей поправилась, Синдзи уже могли отпускать на все четыре стороны, а он остается.

А мне кажется, что эта сцена как раз подтверждает мою версию. Однажды сев в кабину "Евангелиона" (пусть и буквально из-под палки), он уже не мыслит себя без него, потому и остается. Был только один поворотный момент, когда Синдзи реально мог уйти. Это в самом начале, когда он стоял перед "Евой" на мостике и смотрел на своего отца. Вот в тот момент он действительно мог развернуться и уйти (и это был бы поступок личности). Но в тот момент он личностью как таковой не был, и ухватился за шанс хотя бы так самоутвердиться. А это оказалось то же, что и взять в руки Черный Меч.

По вашей просьбе поясняю - Черный Меч - это такое живое оружие, которое дарует своему хозяину нечеловеческую силу, но в обмен медленно проникает в его душу и разъедает ее, а человек становится абсолютно зависимым от него. Потом я вам приведу точные цитаты из романов об Эльрике, и вы сами увидите, насколько Синдзи и Эльрик похожи. Там даже есть моменты, когда монологи совпадают.

имелась в виду эротика с трэшем про роботов, извините, но уж больно похоже

Я просто попытался передать главный посыл к написанию данной рецензии, который меня буквально возмутил своей поверхностностью, а точной цитаты я просто не сохранил. Хорошо, попробую переформулировать. В блокнот пошло под правкой №2.

В остальном что-нибудь еще поправить?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, а автор смотрел ЕоЕ?

Смотрел-смотрел, чтож читаем невнимательно?

Но... я посмотрел "Евангелион", и, поскольку из головы у меня он не выходит, решил попробовать написать комплексную рецензию

UPD: Упс... не так прочитал... извиниюсь...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

Объявления


×
×
  • Создать...