Перейти к содержанию

Книги и литература


bbreak_d

Рекомендуемые сообщения

Поговорим о книгах. Ю Несбё. Снеговик.

Да, я читаю, не только фантастику - некоторых это удивляет. Ещё я люблю исторические романы и детективы, хотя не всякие. И в детективах атмосферу ценю превыше сюжетной загадки. Правда, в последнее время из детективов я читал в основном книги, посвящённые комиссару Мегрэ и отцу Брауну, то есть несколько выпал из современных трендов, как нонча говорит молодёжь. Это надо было исправлять, ведь у меня в планах есть как минимум одна повесть в жанре фэнтезийного нуара. И я обратился к модным сейчас скандинавским детективам, выбрав норвежского писателя Ю Несбё, о котором слышал много хорошего. В том числе то, что у него мрачность и депрессивность не превращается в чернуху, а это для меня важно. Ну и ещё его имя удобно записывать, можно не ставить точку после инициала, да. В книжном магазине оказался наиболее известный, и, насколько я знаю, успешный его роман - "Снеговик". С него и начал. Берегитесь спойлеров, без них обзор был бы скучным.
Что же я могу сказать... о характерных чертах современного скандинавского нуара сказано многими и многое. С моей стороны будет разумным не играть на чужом поле, а указать, что "Снеговик" - эдакая концентрация и выжимка жанра, где есть всё, что положено, причём в нужных пропорциях. И книга эта - отличный пример того, как из стандартных элементов можно сделать хорошее произведение, если эти элементы выполнить умело и с душой. Детектив Несбё - типичная история о нуарном копе, который страдает от проблем с алкоголем и личной жизнью, но всё равно ловит преступников так, как не умеет никто больше. У него есть любимая женщина, с которой всё сложно, честный непосредственный начальник, продажное высшее начальство, роковая красотка, которая втянет его в неприятности... Для разнообразия, роковая красотка не клиент, а напарница главного героя в полиции. И есть жестокий серийный убийца, неуловимый настолько, что вся книга проникнут ощущением паранойи. И все эти типовые элементы прекрасно выполнены, тщательно состыкованы и образуют увлекательное повествование с густой тягуче-угрюмой атмосферой. На словах атмосферу не передать, но я могу дать вам её... послушать. Вот, проникнитесь. Пусть огней диско в романе и нет - но припев всё равно бьёт прямо в точку.

 

В первом ряду встала молодая женщина. Смотри-ка ты, настоящая красавица! И ведь не старается понравиться, подумал Харри. Тонкие темные волосы безжизненно свисали по обеим сторонам лица. Само личико было тонким, бледным и имело выражение серьезное, почти усталое — такое Харри видел у записных красоток, которые настолько привыкли, что их вечно разглядывают, что потеряли к этому всякий интерес. Катрина Братт была одета в синий костюм, подчеркивавший ее женственность, но толстые черные колготки и простые удобные туфли безошибочно указывали: играть на этом она не собирается. Она стояла и скользила взглядом по присутствующим, как будто специально встала, чтобы рассмотреть их, а не для того, чтобы себя показать. Харри готов был поручиться, что она тщательно продумала и костюм, и весь этот маленький спектакль, который давала в свой первый рабочий день в полицейском управлении.
<...>
В столовой сидело всего четыре человека, зато одним из них оказалась Катрина Братт. Она устроилась за стоявшим возле стены столом, углубившись в папку с документами. Перед ней стоял стакан воды, подальше лежал открытый пакет с бутербродами. Читала Катрина в очках. Тонкие линзы, тонкая оправа — на лице их почти не было видно."


Из особенностей же самой книги мне особенно понравилось, что это именно полицейский детектив, а не история про крутого детектива-одиночку. Да, Харри крут, конечно. Он проделывает основную работу, и окнечно, в финале будет его противостояние с убийцей один на один, но в то же время - создаются следственные группы, привлекаются другие отделы, часть работы передаётся коллегам, улики находятся путём тщательного копания в архивах, многократного изучения мест преступления, анализа информации. Попутно приходится решать проблемы с прессой и прочими СМИ. Отправляясь на задержание потенциального преступника, герой не брезгует вызвать на помощь патрульные машины со всего района, а выдвигаясь на поединок со злодеем, заранее сообщает его имя начальству и просит освободить им же самим до этого арестованную Катрину - потому что понимает, что сам может и не справиться, и вовсе не горит желанием унести разгадку в могилу. Такой подход накинул много очков книге в моих глазах.

Собственно, цитата напоследок:

"Один из шести патрульных автомобилей, которые затребовал Харри, связавшись с управлением, уже стоял у перекрестка на Осенгата. Харри подъехал со стороны Стурусиден. Свернул на тротуар, выскочил из машины, подбежал к патрульным и в приспущенное окно попросил рацию.
— Выключи пока, — бросил Харри, показав на мигалку. Нажал на кнопку вызова и приказал всем патрульным машинам выключить сирены заранее.
Через четыре минуты все шесть патрульных автомобилей подъехали к перекрестку. Полицейские, среди которых были Скарре и Ула Ли из убойного отдела, собрались вокруг машины, где у открытой дверцы сидел Харри с картой города в руках и давал указания:
— Ли, возьми три машины и отрежь возможные пути к бегству. Вот тут, тут и тут.
Ли наклонилась над картой и кивнула.
Харри повернулся к Скарре:
— Что вахтер?
Скарре показал телефон:
— Как раз с ним говорю. Он уже идет к главному входу с ключами.
— О'кей. Возьмешь шестерых и расставишь их по подъезду, на черной лестнице и, если возможно, на крыше. Еще добудь мне машину прикрытия. «Дельта» приедет?
— Уже.
Двое полицейских, похожих друг на друга как две капли воды, доложили, что «Дельта» прислала группу захвата, специально обученную на случай подобных ситуаций.
— Вы мне будете нужны прямо перед подъездом. Все вооружены?
Полицейские кивнули. Некоторые держали автоматы МР-5, отлично зарекомендовавшие себя при освобождении заложников, у остальных были только табельные револьверы. «Бюджет — прежде всего», — разъяснил как-то раз комиссар полиции.
— Вахтер сказал, что Лунн-Хельгесен живет на третьем этаже, — сообщил Скарре, убирая мобильный в карман. — Там по одной квартире на этаже. Выходов на крышу нет. Чтобы попасть на черную лестницу, надо подняться на четвертый этаж и пройти через закрытый холл.
— Хорошо, — сказал Харри. — Пошли двоих на черную лестницу, пусть ждут в холле.
Харри посадил к себе в машину двух полицейских в форме. Один постарше, другой — прыщавый юнец. Оба как-то работали со Скарре. Он повел машину не на улицу Осенгата, 12, а переехал на другую сторону и загнал ее во двор напротив.
Два мальчугана огромными, блестящими от любопытства глазами рассматривали вооруженных полицейских, пока Харри объяснял их отцу, для чего полиции требуется ненадолго войти в их квартиру. Харри прошел в гостиную, отодвинул диван от окна и внимательно всмотрелся в квартиру напротив."

И даже типичная ситуация "Первый арестованный точно не виновен" подана как разработка версий. Да, следы вели к этому человеку. Новые сведения указали, что виновен не он. Закрыли версию, ведём новую. Нормальная полицейская работа. Разве что с арестом Катрины вышло неловко, но тут и она сама натворила дел, и Харри к тому моменту двое суток не спал. Бывает и такое.

Короче, мои рекомендации, а я пошёл вылавливать книги автора по магазинам, а то следующего по порядку тома, "Леопарда", нигде нет, а читать с экрана не хочется.
Изменено пользователем SpagettiMonster
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отзыв, за который меня, наверное, побьют...
...поэтому именно отзыв, а не рецензия. Но не сказать пару слов я не могу.

Недельку назад я выбрался в книжный, надеясь прикупить там книг Сандерсона и Несбё. Что из этого вышло - читайте, как говорится, в предыдущих выпусках. Но уходить с пустыми руками мне не хотелось, в книжном я бываю редко, так что я прикупил лежавшую на столе новинок книгу. "Благие знамения" Терри Пратчетта и Нила Геймана. Выставили её, я полагаю, в связи с недавним выходом экранизации.

Я очень люблю Пратчетта, особенно цикл про Ночную стражу. Читать Геймана мне не доводилось, но я видел немало фильмов по его книгам, и очень высокого о них мнения. И вот, добрался я до этой их совместной книги. И знаете что? По-моему, отдельно от Геймана сэр Пратчетт пишет лучше. Сильно лучше. Очень сильно лучше. Не могу говорить с такой же уверенностью, но сильно подозреваю, что и Гейман отдельно от Пратчетта пишет намного лучше. Единственное слово, которым мне хочется охарактеризовать эту книгу - "плоская". И это последнее слово, которое я могу применить к книгам Пратчетта. Но в "Знамениях" всё... плоское. Плоский сюжет, плоские персонажи, плоские идеи, плоские шутки, что уж вовсе ни в какие ворота не лезет. Впервые, держа в руках книгу с именем Пратчетта на обложке, я поймал себя на том, что читаю через силу, да ещё и зеваю. Нельзя сказать, что "Знамения" - самая неcмешная книга, к которой приложил руку Пратчетт - ведь есть ещё "Наука плоского мира". Но... она определённо самая не интересная, потому что "Наука" была интересной. С трёхсотой страницы я начал пролистывать текст, чего со мной не случалось несколько лет как. Если вычленить какие-то конкретные недостатки, то можно указать на такой. Сатира Пратчетта всегда была универсальной. Он подшучивал над политикой, армией, прогрессом, социальными активистами и много чем ещё - беззлобно и так, что ирония была понятна каждому, не важно, в какой стране и в какое десятилетие тот жил. В "Знамениях" куча местечковых шуток про англо-американские отношения. Иные же моменты не проходят проверку времен, да ещё и звучат... сомнительно и некрасиво. В книге есть момент, где авторы едко насмехаются над греко-турецким конфликтом за остров Кипр. Мало того, что даже я, историк, не сходу понял, о чём идёт речь. так ещё и когда понял осталось гадостное ощущение, словно у меня на глазах два почтенных джентльмена посреди улицы избили ногами бродягу и ушли, смеясь. Ну и мелочи, много неприятных мелочей. Например, что типичные пратчеттовские имена персонажей, такие как Агнесса Псих или Анафема Гаджет за пределами сеттинга Плоского мира, в "реальном" Лондоне... производят не тот эффект.

В общем, я разочарован. Но, как ни странно, это разочарование скорее укрепило меня в желании посмотреть сериал. Потому что многие проблемы книги исходят из подачи. И та же история, рассказанная иным изобразительным языком, может получиться вполне достойной. А харизматичные актёры вполне способны оживить плоских персонажей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 7 months later...
Виктор Фламмер "Флаги над замками" Синтобуддийское городское технофентези. Как известно, в Японии многие исторические деятели официально почитаются в качестве богов-ками. По сюжету в наши дни представители древних самурайских родов смогли найти способ на стыке религии и технологии, позволяющий возвращать таким ками физическое тело. И вот в современном мире воплощаются деятели эпохи Сангоку – Токугава Иэясу, Тоётоми Хидэёси и Като Киёмаса. Как положено, столкновение самураев с XXI веком выливается в ряд странных и смешных приключений, но дело не только в этом. По округе бродят кровожадные мистические сущности, вокруг трутся представители некой мутной спецслужбы, в Японию заносит гайдзина, с которым тоже не все чисто...
Книга читается легко и приятно, мне, как человеку, с интересом относящемуся к японской истории и культуре, но не особо глубоко погруженному в тему, было весьма интересно. Самураи харизматичны донельзя, особенно хорош на мой вкус вышел Тоётоми-Обезьяна – не лезущий за словом в рукав кимоно, грубый, самодовольный, при этом обладающий нехилым интеллектом и умеющий мгновенно разобраться в ситуации. Современная Япония тоже колоритна, о реалистичности судить не буду. Мне же особо понравились всякие фишечки вокруг сочетания технологической смекалки и синтобуддийской картины мира. Например, в вышеупомянутой спецслужбе столетиями служат разные реинкарнации одних и тех же людей. У них есть технология определения, куда именно переселяется душа, и сотрудники, погибшие при исполнении, получают компенсацию уже в следующей жизни.
Тем не менее, стоит оговорить, что это все же не самостоятельное произведение, а часть цикла. В частности, сюжетные линии гайдзина (который поначалу кажется главным героем, но фактически всю книгу мимокрокодилствует) и самураев так и не сходятся – видимо, это должно произойти в последующих частях. Я на продолжение определенно подписываюсь.
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...