Перейти к содержанию

Эрос и Танатос в женских персонажах «Евы»


Рекомендуемые сообщения

Идея возникла после размышлений над известной песней «Thanatos» из «The End of Evangelion» и названиями концовок игры «Neon Genesis Evangelion: Shinji Ikari Raising Project».  

Но сперва — долгое введение о понимании концепций Эроса и Танатоса во фрейдистской психологии. 


 

Цитата

В греческой мифологии Эрос – бог любви и сексуальности, инстинкт жизни и самосохранения. Очень мощное представление об Эросе создал Платон в своей философии, где тиран Эрос стоит во главе желаний человека и ведет их за собой как телохранителей. У Платона Эрос никогда не облекается в земное тело и служит своеобразным проводником от богов к людям и обратно. Понятие Эрос З. Фрейд часто использует в своей работе «По ту сторону принципа удовольствия». В окончательном варианте Фрейд представляет Эрос как основной инстинкт психической жизни человека. По мнению ученого, либидо – есть энергетический потенциал Эроса, энергия всех сексуальных влечений. Тенденцию сексуального инстинкта определяет главенствующий принцип психической жизни – принцип удовольствия. Противопоставлением Эросу выступает Танатос – инстинкт смерти, влечение к агрессии и деструкции. Танатос направлен на разрыв связей, на разрушение, включая, саморазрушение. Примером проявления действия Танатоса является распад семей, алкоголизм, война, суицид, наркомания и др.


Танатос силен и функционирует на основе энергии либидо. Он имеет два направления действия: на людей и разные предметы в форме таких деструктивных действий как садизм и вандализм; на себя, что выражается в мазохизме и суициде. В психике человека, как подчеркивал З. Фрейд в своей работе «Я и Оно», идет постоянная борьба между этими двумя направлениями, а между ними находится «Я» человека. Если Эрос нарушает спокойствие и подчиняется принципу удовольствия, то инстинкты смерти стремятся к покою и влекут за собой индивида. У каждой конкретной личности будет доминировать либо влечение к смерти, либо к жизни. При тяге к смерти формируется саморазрушительная психическая структура – например, садизм, мазохизм. Во втором случае деструктивная составляющая нейтрализуется, агрессия используется в интересах «Я» и направляется на социально одобряемые цели. Однако и в этом случае деструктивная составляющая энергии либидо при переносе на внешние объекты, может проявляться в виде стремления к лидерству, господству и власти. С самого раннего детства, подчеркивал З. Фрейд, отказ от прямой агрессии, представляет самую трудную жертву, которую общество требует от индивида.
 

Как инстинкт жизни Эрос, более всего, указывает на биологический инстинкт, а не на значительный объем сексуальности.В действительности принципу удовольствия предшествует сублимация, которая репрессивные элементы вводит в социально полезные виды деятельности. Есть и другие способы сублимации, о которых упоминает З. Фрейд – это заторможенные сексуальные побуждения в отношении цели, тесно связанные с сублимированными побуждениями. От непосредственно сексуальных целей они не отказались, но их достижению препятствует внутреннее сопротивление. Успокоившись, они довольствуются некоторым приближением к удовлетворению. З. Фрейд назвал их «социальными инстинктами» и в качестве примера упоминает отношения между родителями и детьми. Любое поведение человека, утверждал З. Фрейд в своих ранних произведениях, так или иначе, вытекает из инстинкта жизни. Энергия Эроса направлена на сохранение жизни и её воспроизводство. Агрессия в этом контексте рассматривалась как реакция на блокирование этих импульсов, т.е. агрессия в жизни человека ещё не имела черт постоянного и неизбежного явления. После ужасов Первой мировой войны ученый делает более мрачные выводы относительно сути и источника агрессии. Он начинает говорить о существовании антагонистического инстинкта – Танатоса. Между Эросом и Танатосом существует постоянное противодействие, а значит, имеет место напряжение. Он соглашался с утверждением, что существуют определенные субстанции, способные накапливаться. Конфликт между Эросом и Танатосом в структуре личности становится центральным. Существуют обстоятельства, из которых вытекает противоречивость учения об инстинкте смерти и связанной с ним агрессии. Во-первых, это чистая теория, не имеющая никакого эмпирического подкрепления, и, во-вторых, по мнению Э. Фромма, теория Фрейда распространяется на все живые организмы, включая животных. А вот в отношении животных аналогичное действие не наблюдается. Большинство последователей З.Фрейда по этой причине учение о Танатосе как инстинкте, отвергли.
 

Понятие «мортидо», существующее в психоанализе, обозначает стремление к Танатосу, желание саморазрушения. Одна из существующих версий говорит, что инстинкт смерти просыпается от неудовлетворенности основных биологических потребностей. Это может быть плохое питание, неэффективная социальная реализация, имущественное самоутверждение, которые включают механизм мортидо. Постоянный депрессивный психический статус возникает при активизации мортидо – это угнетение метаболизма, гормональной эмиссии, иммунной активности. Мортидо активизируется вследствие эндорфин-энкефалинового дисбаланса нейрохимии мозга и проявляется через страх и агрессию. В первом случае энергия мортидо заставляет человека избегать разрушающих факторов, побуждает установить контроль над ситуацией, а во втором случае направлена на внешние объекты, чтобы их уничтожить. Главной целью этой темной энергии является разрушение «объекта ненависти». Если человек в результате каких-то обстоятельств не может совершить свой «акт гиперкомпенсации», мортидо направляется внутрь и запускает механизм саморазрушения. Мортидо, по сравнению со своим антонимом либидо, в психоанализе изучено ещё недостаточно. Термин, относящийся к энергии изъятия, распада, противостояния жизни, был введен учеником З. Фрейда – Полом Федерном. В основе личности человека, по теории психоанализа, лежат фундаментальные побуждения – либидо (креативное), переживаемое как приятное знакомое и мортидо (деструктивное), переживаемое как боль, неизвестное, вселяющее страх. Понятие «инстинкт смерти» предложил З. Фрейд для обозначения в живом организме стремления к восстановлению первичного состояния, т.е. неживого, неорганического. Когда человек находится в плохом состоянии, ему кажется, что он хочет умереть, но на самом деле, едва ли это будет правдой. Инстинкт смерти Фрейд вывел из простого утверждения, что всё живое рождается и умирает, поэтому всё живое бессознательно стремится к смерти. Генетики склонны говорить о существовании генетически обусловленного механизма старения, следствием которого является умирание. Жизнь построена на рождении и умирании, а суть основы – пищевая пирамида, основана на убивании и поедании. Таким образом, смерть – это средство жизни, но не её цель.

 

Исходя из характеристики Танатоса, его воплощением в NGE является Мисато — с уходом Кадзи всё, что как-то удерживает её среди живых это ответственность перед Синдзи и смешанные чувства по отношению к нему. Это подтверждается официальным клипом Гайнакса к песне «Thanatos: If I can't be yours».

 

Аска же представляет собой Эрос, живое доказательство влечения к жизни в форме сексуальности, что находит отображено в процессе инициации Проекта совершенствования человечества, когда Синдзи начинает акцентироваться на сексуальности трёх окружавших его девушек. Это подтверждается не вошедшей в окончательный монтаж фильма лирикой песни «Everything You've Ever Dreamed».

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...