Перейти к содержанию

Анно 55 лет. Интервью с Риановости.


Рекомендуемые сообщения

Режиссер Хидэаки Анно: японское аниме угасает

 

 
О будущем японской анимации, о самороспуске легендарной студии "Дзибли" и своей актерской работе в мультфильме Хаяо Миядзаки "Ветер крепчает" режиссер, которому 22 мая исполняется 55 лет, рассказал в интервью РИА Новости.
 
1065809326.jpg
 
"Пожалуйста только не о 4.44..."
 
 

Создатель культового фильма "Евангелион" Хидэаки Анно известен тем, что не любит давать интервью и запрещает журналистам задавать ему вопросы о продолжении "Евангелиона". О будущем японской анимации, о самороспуске легендарной студии "Дзибли" и своей актерской работе в мультфильме Хаяо Миядзаки "Ветер крепчает" режиссер, которому 22 мая исполняется 55 лет, рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Ксении Наке.

— Вы называете себя любителем, но поклонники вашего творчества знают вас как создателя культового фильма "Евангелион" и других работ. Почему вы себя так называете?

— Я считаю, что те, кто получает деньги за свои картины и свои произведения, это профессионалы. А тот, кто создает что-то не для заработка, а потому что ему этого просто хочется, и делает только то, что он хочет, безотносительно к прибыли, — это любители. Я создавал произведения с тех времен, когда был любителем (во всех смыслах этого слова). И я считаю, что период любительства необходим для любого профессионала. Период любительства, а за ним — профессиональный период. Когда я смотрю свои работы, которые сделал в старших классах школы, я сгораю от стыда. Стыдно, но от этого не отказаться — я же это делал! Я не бог, совсем нет! (смеется) Я просто делаю аниме и фильмы.

 

0Z210JyV_fY.jpg

Известность приходит постепенно 

 

— Почему вы решили попробовать себя в новом качестве — актера озвучивания мультфильма в "Ветер крепчает" режиссера Хаяо Миядзаки? И что вас подтолкнуло к такому решению?

— Все очень просто. Миядзаки мне сказал: "Сделай!" Вот и вся причина (смеется). Он меня попросил, а ему я не могу отказать. Я немножко пробую себя в качестве актера озвучивания, но никогда не выступал в главной роли. Это огромная отвественность. Я постарался сделать все, что могу, но не более того. Как бы это сказать поточнее? Если эта роль не получилась, то я тут ни при чем. Для меня важно, чтобы Миядзаки сказал, что получилось хорошо, значит, все хорошо. Когда все закончилось, Миядзаки так радовался, что я подумал, что, наверное, получилось. В общем, я сделал это, чтобы порадовать Миядзаки. Я сам совсем не хотел озвучивать роль.

 

40791_big.jpg

Анно в "роли" Дзиро

 

— Вам было трудно?

— Ни капельки. Дело в том, что я не играл роль. Во время озвучки я был тем, кто я сейчас, я был самим собой и говорил, как я обычно говорю. Я не пытался стать Дзиро Хорикоси (главный герой мультфильма, его прототип — конструктор легендарного японского истребителя времен Второй мировой войны "Мицубиси Зеро" — ред.), а был все тем же Хидэаки Анно. Я думаю, что Миядзаки хотел именно этого. Он не хотел, чтобы я превращался в Дзиро Хорикоси. Я думаю, он хотел, чтобы говорил такой же человек, как Дзиро Хорикоси. Это не имеет отношения к актерскому мастерству.

— Что вы думаете о будущем японского аниме? Каким вы видите это будущее? Как вы могли бы описать ситуацию в японской анимации? Каковы условия для развития анимации в Японии и в мире?

— Японская анимация… Как бы это сказать… Японская анимация приходит в упадок. Он уже прошла свой зенит. Она угасает. Она падает вниз. Когда она совсем упадет, наверное, после этого будет новый подъем. Вопрос в том, сколько тогда в анимации останется людей, которые дождутся этого подъема? Сейчас система создания аниме пока держится, на пределе, но держится. Я считаю, что ее разрушение — вопрос времени. Лет через пять… В любом случае 20 лет ей не выдержать. Современная система японской анимации… Самое быстрое — пять лет, самое позднее — 20 лет. И в будущем она не сможет создать то, что здесь создается сейчас. Не будет людей, не будет денег, вся ситуация в Японии не позволит беззаботно заниматься созданием аниме, ни о чем не думая. Для создания аниме человек должен быть спокоен и уверен в экономическом смысле. Когда человек думает о том, как ему раздобыть себе что-нибудь на ужин, ему не до рисования и это рисование не приносит радости. Важнее становится кусок хлеба, который ты съешь сегодня вечером. То, что Япония могла создавать такое количество анимационных фильмов, говорит о том, что она была очень богатой страной. Я считаю, что сейчас культура кино, и анимации в том числе, переживает период декаданса. Для развития анимации необходимо условие, чтобы все люди в обществе были обеспечены едой и, кроме того, могли позволить себе получать удовольствие от увеселений. Без этого невозможно создание анимационных фильмов. До сих пор Япония была достаточно богатой страной для того, чтобы здесь были созданы такие условия. В Америке тоже. Но сейчас страны Азии богатеют, и там тоже скоро появится основа для создания аниме. А у Японии, наоборот, будет меньше денег, и будет исчезать тот излишек, за счет которого можно было создавать анимацию. И анимация постепенно придет в упадок. Я этого не знаю наверняка, так же, как и того, как будет развиваться экономика. Но сейчас число аниматоров постоянно сокращается. И если население анимационного сообщества будет вот так постоянно сокращаться, сузятся возможности для создания анимационных фильмов. Я не думаю, что анимация как таковая исчезнет. Но, возможно, не будет условий для создания таких интересных фильмов, которые создавались до сих пор. Тогда, я думаю, где-то в мире будут создавать свои мультфильмы. Анимация как таковая будет существовать где-то в мире обязательно. Просто Япония перестанет быть центром этой мировой анимации. Возможно, через пять лет таким центром станет Тайвань. Я был на Тайване недавно. Там есть мощь. На Тайване больше распространено не рисование от руки, а компьютерная графика. У команд, которые создают компьютерную графику, есть энергия и страсть. В Японии это было несколько десятков лет назад. А сейчас мы двигаемся по инерции. Нам трудно перестроится на компьютерную графику из-за нашего консерватизма. Это важно, конечно, что мы придаем столько значения традиционной анимации, но если слишком этого придерживаться, то дальше процесс станет неостановим. У Японии как-то не получается стать гибче и придумать, как сделать интересный мультфильм в новых условиях.

— Ваши поклонники в России интересуются возможностью вашего сотрудничества со студией "Дзибли". Есть ли такие планы?

— Таких планов сейчас нет. Пока от студии "Дзибли" нет таких предложений… В системе японского аниме студия — это коробка. Коробка, в которую кладут. Емкость. Поэтому важно не название студии, а то, кто именно в ней сейчас работает. Важнее персоналии аниматоров.

 

18c47a85ba4390617414ef0c2f0534f9.jpg

Глава самораспустившейся студии "Ghibli"

 

Талант заключен не в студии. Если те аниматоры, которые работали в "Дзибли", начнут работать самостоятельно, то они продолжат создавать интересные фильмы. Те люди, которые работали в "Дзибли", перетекли в другие места внутри аниме-сообщества. И никто особо не сожалеет об этом. Скорее, наоборот, благодаря тому, что "Дзибли" самораспустилась, появился приток новых кадров, чему все только рады. В японской анимации очень многое зависит от человеческого фактора, роль человека в создании мультфильма очень велика. Цель студии — сделать эту работу легче. В студии, конечно, сохраняется преемственность, но важнее смотреть не на то, в какой студии создан мультфильм, а на имена режиссеров-мультипликаторов. В "Дзибли" тоже всего три-четыре режиссера-мультипликатора.

— Вы очень популярны за границей. Как вы относитесь к этому? Принимаете ли вы во внимание то, что ваши фильмы будет смотреть зарубежный зритель?

— Я не смог бы делать свои фильмы, если бы думал о том, как их воспринимают за границей. Но мне кажется, что часто именно такие произведения — очень по-домашнему японские, которые можно почувствовать только здесь и создать только здесь, — как раз и получают отклик за границей. Есть много людей, которых притягивает эта незнакомая, необычная культура. Я не думаю о том, как мои произведения будут восприняты за границей, и именно это и чувствуется в них иностранным зрителем. Если задумываться об этом, то получится нечто плоское, нечто такое, что есть везде. Ничего особенного. Я думаю, что если сильно выразить свой собственный мир и взгляд на мир, то именно это будет воспринято другими людьми. Да я и не умею по-другому.

— В последнее время вы воплощаете в жизнь различные проекты, связанные с популяризаторством анимации и привлечением молодых аниматоров из разных стран. Расскажите, пожалуйста, об этом.

— Японская анимация, ее система, люди, которые работают в японской анимации, зашли в тупик. Я нахожусь внутри анимационного сообщества и очень остро это чувствую. И хочется найти что-то, что могло бы помочь выйти из тупика. Если просто ждать, то ничего не произойдет. Поэтому возникают идеи совместных международных проектов. Это движение сопротивления. От того, что мы пытаемся воплотить эти проекты в жизнь, в самом аниме-сообществе Японии кардинально ничего не изменится. Но я не могу этого не делать. Лучше попробовать что-то сделать, потрепыхаться, чем сидеть и ждать, когда японское аниме само исчезнет. Чем больше денег затрачено на мультфильм, тем меньше свободы у создателя. Сейчас мы воплощаем проект пятиминутных мультфильмов, которые молодые авторы могли бы делать совершенно свободно. Пятиминутный фильм можно сделать и одному. Можно сделать так, чтобы он стал творческим выражением одного единственного человека, а можно подключить к нему много людей — в этом есть новые возможности и новые открытия. А потом в пяти минутах можно концентрированно показать самую суть. Мы даем титры на английском, и эти фильмы смогут посмотреть по всему миру.

 

1416767740-ME21ME21ME21_4.jpg

Japan Animator Expo "ME!ME!ME!"

 

Длинный фильм не все будут смотреть, а пять минут могут посмотреть много людей. В метро, например. И, может быть, кто-нибудь увидит для себя что-то интересное в японском аниме. Это проект, направленный на мировую аудиторию. Не только на японского зрителя. Это попытка увеличить возможность людей в мире увидеть аниме. Достаточно установить приложение на смартфон, и все можно посмотреть.

Очень хочется, чтобы японское аниме стало более разнообразным, развивалось эволюционно и выросло число людей, которые создают аниме, а значит, и сами мультфильмы станут более увлекательными. Мы хотим передать привлекательность аниме простыми средствами.

— Почему до сих пор никому не приходила в голову такая идея?

— Потому что она не приносит денег. Здесь невозможно ничего заработать. Мы занимаемся этим, потому что не собираемся на нем заработать.

 

23-hideaki-anno.jpeg

 

— Каковы ваши планы на будущее?

— Я умею только делать кино или мультфильмы. Я бы хотел создавать интересные произведения. Но мне уже больше 50, в этом году мне исполняется 55 лет, и я бы хотел отдать дань благодарности тем мультфильмам, которые произвели на меня впечатление в детстве. Я это вижу как создание среды, в которой бы анимация расширялась, становилась интереснее и сохраняла свои позиции. Это возврат долгов. И этим я бы тоже хотел заниматься. Продолжать творить самому и отдать должное анимации. Насколько я могу это сделать.

\\\\\\\

 

 

Скомуниздил интервью и разбавил картинками- N^2

Буду рад обсуждению . "Кронпринц" японской анимации редко дает интервью, тем более нашим СМИ , так что по мне так это оказалось событием. Впрочем судя по тону этого интервью Анно недалеко ушел от "короля" анимации Мидзаки, все тот же пессимистичный тон в отношении индустрии, а также некая тревога за родину, что видно в его словах о экономическом состоянии страны восходящего солнца.

 

Наверняка градус добавляет и политическая ситуация в Японии и регионе, все чаще соседи этого государства говорят о возрождении милитаризма и о прочих политических нотах исходящих из Токио. Как известно Анно крайне склонен за тревогу по отношению к своей родине, вспомним его депрессию после катаклизмов в Японии 2011 года, и соответственно он чутко улавливает все изменения в обществе ,так что к его мнению можно прислушаться.

 

Но хватит о пессимизме, как известно настоящий художник творит когда ему плохо, именно в эти мгновения и рождаются шедевры, которые не знают политических границ, культурных барьеров и расстояния между континентами, что собственно и произошло с одной небезызвестной работой Хидэаки. Радует что несмотря на общую риторику интервью, Анно высказал мысль ,что после падения обязательно следует подъем, а также что традиционная японская анимация нуждается в новых силах, и необязательно это будут именно молодые японцы, он также выражает надежду на весь мир как таковой , и готов поднять знамя новых идей и повести молодые таланты вперед. Ведь как он сам выразился, он еще "любитель" , а значит ему еще можно расти до "профессионала".

 

Серьезный вид и очки не скроют молодого блеска в глазах, так что у нашего Анно еще есть запал.

 

С Днем Рождения Хидэаки Анно! 

 

 

director_kun_59166.jpg

Кадр из автобиографического аниме "Kantoku Fuyuki Todoki"

Изменено пользователем N^2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Журналисты печалити, как обычно. Даже расшифровать интервью не в состоянии сносно

>> То, что Япония могла создавать такое количество анимационных фильмов, говорит о том, что она была очень богатой страной

>> До сих пор Япония была достаточно богатой страной для того, чтобы здесь были созданы такие условия

- через три предложения. У него весь этот абзац - сплошное соплежуйство какое-то, там повырезать надо было

 

Анно-"любитель" - это любопытно  :kaworu_n:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интервью очень интересное, конечно. Не без противоречий, не без национализма, но в тоже время достаточно спокойное. Видно, что есть большая разница в культуре... В Европе так бы никто не говорил, а между тем европейская анимация, как индустрия, вообще уже практически не существует.

 

В принципе, падение японской анимации ощущается уже давно. И дело здесь не в авторах - талантливых людей там масса. Японию губит, отчасти, их культура и их менталитет. Не только аниме, но и их технологии, и индустрию в целом.

 

Когда я начал смотреть японскую анимацию, то ее уже давно превратили в ширпотреб. Хотя интересные работы появлялись и регулярно появляются до сих пор, система уже к тому времени начала перевариваться в собственном соку. Жанры превратились в клише, новых идей было мало... При этом зарплата аниматоров и сейю была низкой, потому что платить достойную зарплату - это не по японски, отсюда малое число новых кадров, плюс аутсорсинг корейцам и китайцам. При этом студиям становилось все сложнее именно зарабатывать деньги на сериалах, потому что их было слишком много, а интерес к ним падал.

 

Прямые продажи явно невысокие, глядя на цену дисков, а экономика Японии отнюдь не в лучшем состоянии. Нет и технологических инноваций - они по-прежнему думают, что нужно продавать диски, а не стримить те же сериалы, как сделали бы все нормальные люди. Продажи на запад невысокие и никакой роли не играют, к тому же японцам на всех насрать, кроме как на самих себя (точнее, им и на себя насрать, но в другом смысле).

 

Одним словом, перспективы не очень. С другой стороны, наилучшие авторы будут продолжать что-то делать и их работы всегда можно будет увидеть. Тот же Анно еще может порадовать, Синкай тоже... В любом случае, винить им некого, кроме самих себя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интервью очень интересное, конечно. Не без противоречий, не без национализма, но в тоже время достаточно спокойное. Видно, что есть большая разница в культуре... В Европе так бы никто не говорил, а между тем европейская анимация, как индустрия, вообще уже практически не существует.

 

В принципе, падение японской анимации ощущается уже давно. И дело здесь не в авторах - талантливых людей там масса. Японию губит, отчасти, их культура и их менталитет. Не только аниме, но и их технологии, и индустрию в целом.

 

Когда я начал смотреть японскую анимацию, то ее уже давно превратили в ширпотреб. Хотя интересные работы появлялись и регулярно появляются до сих пор, система уже к тому времени начала перевариваться в собственном соку. Жанры превратились в клише, новых идей было мало... При этом зарплата аниматоров и сейю была низкой, потому что платить достойную зарплату - это не по японски, отсюда малое число новых кадров, плюс аутсорсинг корейцам и китайцам. При этом студиям становилось все сложнее именно зарабатывать деньги на сериалах, потому что их было слишком много, а интерес к ним падал.

 

Прямые продажи явно невысокие, глядя на цену дисков, а экономика Японии отнюдь не в лучшем состоянии. Нет и технологических инноваций - они по-прежнему думают, что нужно продавать диски, а не стримить те же сериалы, как сделали бы все нормальные люди. Продажи на запад невысокие и никакой роли не играют, к тому же японцам на всех насрать, кроме как на самих себя (точнее, им и на себя насрать, но в другом смысле).

 

Одним словом, перспективы не очень. С другой стороны, наилучшие авторы будут продолжать что-то делать и их работы всегда можно будет увидеть. Тот же Анно еще может порадовать, Синкай тоже... В любом случае, винить им некого, кроме самих себя.

я думаю это работа такая у мастодонтов индустрии говорить что все плохо, таким образом они как бы подстегивают ее чтобы она не расслаблялась. Вообще в каждой индустрии будь то кино или игры, говорят о ее упадке, все ждут чего то нового, подъема, новых сил и идей и по моему это абсолютно нормально. Несмотря на то что во многих местах начинает действовать принцип бабла в той или иной сфере рано или поздно появляется очень достойные работы, которые построены на любви к искусству в целом, к своей работе. Проще говоря - картина с душой.

 

 Идеи у народа есть, вот со сколькими художниками я понемногу общаюсь, у всех да и есть пара идей и дикое желание на полнометражный фильм. Так что возможно японцы станут менее консервативными за счет притока новых художников из-за рубежа, главное что как сам Анно сказал они к этому готовы и только рады .

 

ps  что новое я не открою для себя в жизни, будь то кино или игры, недавно аниме, там обязательно начнут говорить об упадке, и по прошествии лет там все равно выходят шедевральные работы , короче видимо так у них принято

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Просто раньше была и трава зеленее, и свет ярче, как пела группа Pink Floyd... Впрочем, меня и моих друзей порой такие же мысли посещали: если перечислять мои любимые аниме, то окажется, что сняты они были в основном в девяностые (Евангелион, Берсерк, Cowboy Bebop, например...). Возможно, причина та же самая.

Возможно, аниме действительно стало более коммерчески ориентированным. И слово "ширпотреб" очень хорошо характеризует свойство такого аниме: нужно подстроить его под более широкие массы, ведь чем больше аудитория, тем больше денег. А создать хорошую вещь и создать вещь, которую можно продать как можно большему числу людей, - в общем случае не одно и то же. Шедевры, имхо, всегда хоть немножечко, но элитарны. Так что прав Анно в том, что искусство будут двигать любители, ведь над ними не висит дамоклов меч обязательной прибыли, поэтому они свободны в своем самовыражении. Но понятно, что жизнь сложнее, и та картина, которую я обрисовал, немного утрированная.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...