Dormiens

Литературная студия

Рекомендуемые сообщения

Многие на этом форуме задавались вопросами писательского ремесла / мастерства, поднимали интересные темы, и лично мне было бы жалко, если бы они потерялись. Первый пост топика можно обновлять полезными ссылками на разные руководства, мемуары, воспоминания, мастер-классы и просто интересные материалы, касающиеся литературного творчества. Также предлагаю обсуждать общие вопросы литературного творчества.

Словом, графоманим грамотно!

Начну с не самой распространенной книги, которая, казалось бы, касается, скорее, переводчиков, нежели писателей. Тем не менее, автор дает ценнейшие советы по стилистике и разбирает распространенные грабли, свойственные молодым талантливым авторам.

Нора Галь. Слово живое и мертвое.

Материалы выступлений Г.Л. Олди на конвентах и семинарах. Must read.

Достоверность, композиция, темп/ритм...

01.09.12

Евгения Лифантьефа. О критике на Самиздате и не только

 

Найджел Воттс. Учебник писателя (перевод С. Демиденко)

 

Графоманов на рею!

 

31.08.13

Евгений Лотош. "Техника создания романа"

 

17.10.13

Шпаргалки_для_писателя

 

12.11.13

Джим Батчер. Писательское ремесло.

Изменено пользователем Dormiens
  • Upvote 7
  • Dislike 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А, Нора Галь) Святой меч грамар нацев) Кстати насчет стилистики. Снова возвращаясь к ней. Кажется, мы уже как то говорили но я забыл.

Ведь невозможно же следить за этим. То есть либо она у тебя есть, либо ее у тебя нет и все плохо. Мастера советуют написать и положить повесть в далекий ящик, чтобы вытащить через три месяца и взглянуть на нее чистым глазом - но где же взять столько времени? А глаз после написания очень замылен.

У этой стилистики даже правил то особых нет. Пока тебе семпаи не покажут, ты и не увидишь.

Но меня больше волнует планирование сценария.

У меня появилась клевая идея. Настолько клевая что я готов жертвовать ради нее своим временем.

Каков ваш следующий шаг?

Дорм упоминал про каноны сюжетостроения. Неужели я должен клевую идею загонять в привычную форму? Я понимаю, авангардное искусство не очень ценится, но как же хочется уйти от канонов. Ошарашить сразу же жестокостью, а героя вообзе описать в последней главе.

Но ладно. Вот есть идея. Далее. Персонажи - обязательно продумать внешность и привычки? Но когда я пишу, они получаются сами собой, я ооооочень редко обращаюсь к своим записям и почти никогда не выстраиваю их диалоги по задуманным характерам. Персонажи рождаются одновременно с сюжетом и я уже ничего не могу с ними поделать.

Далее. Планировка ситуаций? Что должно произойти в первой, второй, третьей главе? А если мне концовка еще не совсем ясна? А как заполнять пространство между ключевыми событиями? Очень герои должны разговаривать?

И последнее. Писанина. Помоему, просто невозможно следовать всем этим планам. Ты сел писать и оно пошло пошло само, только успевай запятые в нужных местах расставлять. Полезны ли все эти усилия?

Итак, вопросы мои такие - как вы:

- разбираетесь со строением обычного сюжета завязка-кульминация-концовка? не претит ли? всегда ли следуете?

- продумываете героев и привычки, до мелочей или грубо, всегда ли чары в тексте соответствуют этим образам?

- планируете сценарий, как придумываете о чем говорить героям, какими словами говорить, как реагировать друг на друга?

- пишите? По этим планам? Не бывает такого что голова просто переполнена идеями, и пока ты сконцентрирован на правильности написания, половина из них просто забывается, а возвращается только уже после написанной главы которую и править то уже нельзя?

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
У меня появилась клевая идея. Настолько клевая что я готов жертвовать ради нее своим временем.
Идея сама по себе это клево, но она ничего не стоит без должной реализации.
Неужели я должен клевую идею загонять в привычную форму?
Ты должен загнать ее в форму, которая будет понятна не только тебе. Иначе можешь считать себя непонятым гением и гордиться этим в одиночку.
Я понимаю, авангардное искусство не очень ценится, но как же хочется уйти от канонов.
Не плохо бы в начале в каноне начать по настоящему отлично творить.
Ошарашить сразу же жестокостью, а героя вообзе описать в последней главе.
Новости по телевизору уже давно никого не шарашат.
Персонажи - обязательно продумать внешность и привычки? Но когда я пишу, они получаются сами собой, я ооооочень редко обращаюсь к своим записям и почти никогда не выстраиваю их диалоги по задуманным характерам. Персонажи рождаются одновременно с сюжетом и я уже ничего не могу с ними поделать.
Хорошо тебе. Ты все о своих персах знаешь, они такие клевые и устраивают тебе шоу. Читатель к сожалению в твою голову залезть не может.
Далее. Планировка ситуаций? Что должно произойти в первой, второй, третьей главе? А если мне концовка еще не совсем ясна? А как заполнять пространство между ключевыми событиями? Очень герои должны разговаривать?
План можно сделать просто скелетом. Даже если концовка не ясна в частностях, всегда можно прикинуть общую часть. Например "главный герой героически умрет". Вот на это сюжет общий и работает. Ты ведешь героя к гибели путем того, что он впутывается в авантюру или спасение мира. то до заполнения - каждая глава должна быть либо ключем в жизни героев, либо подготовкой либо переходам. К битве должна быть подготовка. после битвы - похороны павших и чествование победителей.
И последнее. Писанина. Помоему, просто невозможно следовать всем этим планам. Ты сел писать и оно пошло пошло само, только успевай запятые в нужных местах расставлять. Полезны ли все эти усилия?
А не будет легко. Но если ты хочешь, если тебе надо - то ты сделаешь. Причем через нехочу и лень. Если нет желания побороть себя, то значит не очень тебе это то и надо. А просто взять в порыве написать офигенный рассказ - так не бывает.
Итак, вопросы мои такие - как вы:

- разбираетесь со строением обычного сюжета завязка-кульминация- концовка? не претит ли? всегда ли следуете?

- продумываете героев и привычки, до мелочей или грубо, всегда ли чары в тексте соответствуют этим образам?

- планируете сценарий, как придумываете о чем говорить героям, какими словами говорить, как реагировать друг на друга?

- пишите? По этим планам? Не бывает такого что голова просто переполнена идеями, и пока ты сконцентрирован на правильности написания, половина из них просто забывается, а возвращается только уже после написанной главы которую и править то уже нельзя?

1) Знаю, что хочу в конце, веду все к этому от начала к концу. Если что то по ходу претит - немного перерабатываю, но в общем - следую.

2) Грубо общие черты типа курит/матерится/няшка/скромняшка. По ходу если надо, герой может и немного менятся, главное приводить к этому причины.

3) Планирую лишь сцены. В ходе написания уже герои сами в зависимости от ситуации и характеров произнесут что должны.

4) Идеи проходят и уходят, а план остается. Рассказ это не 1 клевая идея. Это единство всех заложенных в нем идей и клевх ситуаций, которые тянут друг друга. Некоторые клевые идеи выкидываешь, другие забываешь и потом вставляешь в другом месте.

  • Upvote 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Поддерживаю Rosetau. Мне тоже интересно, как проверять стилистику (по возможности, не вытаскивая рукопись из дальнего ящика в течение трех месяцев).

А касательно плана, то он мне кажется, он вполне подвергается изменениям, равно как и содержание произведения. Могу обратиться только к собственному опыту, лично у меня первоначальный план произведения далеко не всегда соответствует итоговому результату. Этих планов в процессе написания появляется несколько штук.

Не плохо бы в начале в каноне начать по настоящему отлично творить.

А надо ли? Если есть свои идеи, так ли необходимо загонять их в каноны? И вообще, кто их, эти каноны, определяет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Насчет стилистики - дайте почитать другим, если не хотите ждать три месяца.

А надо ли? Если есть свои идеи, так ли необходимо загонять их в каноны? И вообще, кто их, эти каноны, определяет?
Идея без реализации ничего не стоит. Возможно вы гений, что может легким росчерком пера поразить читателей. Тогда к вам никаких претензий не будет. В конце концов, лишь конечная реализация, покажет кто был прав.

Но мне как минимум кажется, что если не выходить написать хороший рассказ по общим канонам, то это на что-то уже намекает.

  • Upvote 1
  • Dislike 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я и не говорю, что идея без реализации - это хорошо. Но только где они, эти каноны? Чтобы не получилось так, что ты, к примеру, написал рассказ, а тебе говорят - это не по канонам.

Бывает же так, что эти каноны не устраивают. Dormiens в блоге упоминал про "увеличение поголовья" отрицательных главных героев. Это, конечно, не канон, а тенденция. Но бывает так, что тенденция понемногу становится каноном.

А насчет почитать другим - у читающего может быть другое восприятие, и не факт, что оно правильное. Тоже проблема.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Классическая литература вполне себе канон для подражания.. Причем она весьма разная от томиков Толстого, до рассказов Чехова. Что не говори, а пролог-завязка - кульминация-развязка-эпилог - канон общего построения и если ты начнешь с эпилога, потом воткнешь пролог и тут же пойдет кульминация - во многом это будет странно.

А насчет почитать другим - у читающего может быть другое восприятие, и не факт, что оно правильное. Тоже проблема.
Что за желание свалить фейлы на восприятие читателя? Хороший рассказ он либо хороший, либо плохой. Ты человека просишь оценить качество, а не нравится/не нравиться фантастика/фентези/юри. Что за критерии правильности восприятия? Уникального автора может понять только другой такой же уникум?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Ты все о своих персах знаешь, они такие клевые и устраивают тебе шоу

отнюдь. они устраивают мне шоу как-то безлико. Я знаю как они поступят в определенной ключевой ситуации, но "во что он одет?.. ээээ да кот бы знал". Видимо, зачаток дизайнера у меня никогда не было. Я не знаю. На каком уровне надо продумывать внешний образ? вплоть до украшений? но я не знаю будут ли они играть какую то роль, ибо в противном случае это ненужное уточнение.

В общем, все странно. Иногда я даже лиц не вижу, чары просто есть и все.

План можно сделать просто скелетом

у тебя никогда чаров не сносит течением? пишу я пишу, пытаюсь держаться плана, но тут вдруг раз и вышло не совсем то что я планировал.

Если что то по ходу претит - немного перерабатываю

удалить и переписать абзац? нет проблем связки с предыдущим и последующим абзацами, ведь новый диалог и реакции?

В ходе написания уже герои сами в зависимости от ситуации и характеров произнесут что должны.

ты совершенно четко представляешь всех своих героев и знаешь как каждый из них поступит в такой-то и такой-то ситуации (даже не связанной с рассказом)?

дайте почитать другим, если не хотите ждать три месяца.

проще сказать чем сделать. у тебя найдется минутка почитать мое новье и поправить его?

ну и то что сказал Прохан. Я вон по своим писулькам получаю зачастую совершенно противоречивые отзывы (минорных больше, конечно, ну да ладно).

Что за критерии правильности восприятия?

представление о правильном рассказе у всех разное, ровно как и взгляды на пунктуацию и орфографию. посмотрите хотя бы телек.

то что в русском есть правила, а в канонах есть классические произведения, еще не значит, что читающий будет опираться на них.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Что за желание свалить фейлы на восприятие читателя? Хороший рассказ он либо хороший, либо плохой. Ты человека просишь оценить качество, а не нравится/не нравиться фантастика/ фентези/юри. Что за критерии правильности восприятия? Уникального автора может понять только другой такой же уникум?

Это не желание свалить фейлы на читателя. Но у меня в центре сюжета, к примеру, духовные переживания, а мне заявляют, что у меня технические вопросы плохо реализованы. Вот это и есть разница восприятия, ИМХО.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
отнюдь. они устраивают мне шоу как-то безлико. Я знаю как они поступят в определенной ключевой ситуации, но "во что он одет?.. ээээ да кот бы знал". Видимо, зачаток дизайнера у меня никогда не было. Я не знаю. На каком уровне надо продумывать внешний образ? вплоть до украшений? но я не знаю будут ли они играть какую то роль, ибо в противном случае это ненужное уточнение.
Есть такое выражение "необходимо и достаточно". Если не знаешь - думай.
у тебя никогда чаров не сносит течением? пишу я пишу, пытаюсь держаться плана, но тут вдруг раз и вышло не совсем то что я планировал.
Сносит, но скелет всегда можно изменить и поправить. Это же не залитая бетоном арматура. Это подвижное образование в котором есть просто косточки, которые могут лечь по другому.
удалить и переписать абзац? нет проблем связки с предыдущим и последующим абзацами, ведь новый диалог и реакции?
Да. Если есть проблемы - то перерабатывать, перерабатывать и еще раз перерабатывать.
ты совершенно четко представляешь всех своих героев и знаешь как каждый из них поступит в такой-то и такой-то ситуации (даже не связанной с рассказом)?
Я знаю, как они должны по идее поступить. Я знаю, что мечник не пристрелит врага из арбалета, которого у него нет. Этого достаточно, пока он не заимеет арбалет. Ну и соответственно навыки на него.
проще сказать чем сделать. у тебя найдется минутка почитать мое новье и поправить его?
После сдачи диплома - появится.
представление о правильном рассказе у всех правильное, ровно как и взгляды на пунктуацию и орфографию.
у нас разные руссике языки, что у всех своя пунктуация и орфография?
то что в русском есть правила, а в канонах есть классические произведения, еще не значит, что читающий будет опираться на них.
Читатель учился в школе и как минимум в был о них ознакомлен.
Это не желание свалить фейлы на читателя. Но у меня в центре сюжета, к примеру, духовные переживания, а мне заявляют, что у меня технические вопросы плохо реализованы. Вот это и есть разница восприятия, ИМХО.
Причем здесь сюжет, духовные переживания и технические вопросы. Ты обращаешься к человеку с просьбой проверить стилистику. Стилистику, а не заклепки и глубину страданий героев. Это технический вопрос качества текста, а не его содержания.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу