Перейти к содержанию
  • записей
    17
  • комментариев
    677
  • просмотров
    10435

О (не)справедливом мире


FunBotan

7482 просмотра

По какой-то причине меня очень сильно угнетает человеческая жестокость. Даже просто в описании исторических событий. Иногда очередной кошмар (нормальными людьми воспринимаемый как «любопытный факт») не выводится из подсознания неделями. И иногда борьба с ним приводит к интересным результатам.

 


Задумывались ли вы когда-нибудь о мотивах жертвоприношений, в особенности человеческих? Подобрать хоть минимально правдоподобный мотив очень сложно. Те, что все-таки были предложены, недостаточно общи, чтобы применяться ко всем народам, когда-либо имевшим такую традицию. Сказать «это суеверие» - все равно, что ничего не сказать, поскольку любое суеверие, тем более устойчивое, само должно как-то объясняться. Насколько мне известно, простого и универсального объяснения здесь до сих пор не существует (либо его надо гуглить иначе). И я хочу его предложить.

 

Существует распространенное и хорошо известное когнитивное искажение – «иллюзия справедливого мира» (ИСМ): это когда человек, сознательно или подсознательно, предполагает, что все добро и зло в мире каким-то образом сбалансировано, или что потеря чего-то одного непременно компенсируется получением другого. По описанию кажется, что страдать подобным могут лишь четырехлетние дети или религиозные фанатики? Вы будете удивлены.

 

Дэвид МакРэйни уже объяснял, как ИСМ нередко заставляет людей винить в преступлении его жертву – якобы «спровоцировавшую». Особенно, когда речь идет об изнасиловании. Особенно под шариатом. Но это уже отдельная, еще более тошнотворная тема.

 

Я уже почти объяснил, какую связь ИСМ имеет с жертвоприношениями. Если предположить, что любая потеря чем-то компенсируется, то почему бы нам самим не уничтожать что-то ценное, но восполнимое, взамен на урожайную погоду или просто абстрактную удачу, которые нам неподконтрольны? Можно ведь наладить целую торговлю с богами, духами, тотемами или кем там еще. Ну-ка, что у нас самое ценное?

 

Если учесть, что убийства в обществах с подобным уровнем мышления еще и оправдывались верой в загробную жизнь, несложно представить себе полный ход их рассуждений.

 

Первая часть задачи решена: мы нашли, откуда растут корни у заданного зла. Теперь начинается самое интересное: его поиск и искоренение в нашей собственной жизни.

 

Первый пример я уже упомянул, да он и сам очень быстро приходит на ум. ИСМ в явном виде заложена в любую религию. По понятным причинам: она позволяет объяснить, почему молитвы не работают, грешники не получают наказания, а хорошие люди – поощрения. Потому что всегда есть сущность, которая «лучше знает», как реализовать справедливость в долгосрочной перспективе, и для нас абсолютно нормально не видеть в ее решениях логики. Комментарии тут излишни.

 

Гораздо интереснее следующий пример. «Хороший предприниматель всегда победит плохого в конкурентной борьбе, хороший работник всегда найдет работу с достойной оплатой, мегакорпорации не будут сотрудничать для получения власти»… Кажется, капитализм имеет с религией даже больше общего, чем предполагалось ранее. С другой стороны, если рассматривать его не как идеологию, а как теорию с четкими границами применимости, капитализм становится полезен. Сказать то же о какой-либо религии нельзя.

 

Гораздо хуже обстоят дела у анархо-капитализма. Помимо приведенных выше догм, он дополняется новыми, совсем уж не выдерживающими критики: «Хороший вооруженный человек всегда победит плохого вооруженного человека», «У хорошего человека всегда найдутся деньги, чтобы оплатить медицинскую помощь» и т.д.

 

Однако, если вы предложите добавить в этот же список свободу слова и другие леволиберальные принципы, я поспешу вам возразить. Принципиальная разница состоит в том, что словом, в отличие от оружия или денег, нельзя убить, да и вообще сделать что-то плохое и непоправимое одновременно.

 

Поначалу это может показаться противоречием, но оказывается, что люди, подверженные ИСМ, обычно более консервативны и авторитарны. В целом причины этого ясны (через призму ИСМ любая власть справедлива), но я хочу отдельно рассмотреть связь с консерватизмом. Вам было бы обидно узнать, что лекарство от болезни, которая вас убьет, будет создано через месяц после вашей смерти? Почти наверняка да. Более общий случай: будет ли вам обидно, что возможности, качество и продолжительность жизни людей, которые родятся через сто лет, будут на порядки превышать наши? Можете ли вы просто порадоваться за них, отбросив эгоизм, и внести свой вклад в создание такого будущего? Далеко не все могут. Когда-то меня просто взбесили рассуждения Н.А. Бердяева на тему прогресса, изложенные в книге «Смысл истории». Вкратце они сводятся к тому, что, если прогресс несправедлив, он вообще не должен происходить. Это самая идиотская идея из всех, что воспринимаются всерьез в цивилизованном мире.

 

Но вернемся к противоречию. Каким-то образом ИСМ поддерживает одновременно и радикальный авторитаризм, и радикальный антиавторитаризм. Дело в том, что ИСМ сама по себе не является источником догм. Исходный вариант модели справедливого мира человек находит сам; ИСМ лишь позволяет отбросить ее несоответствие реальности, то есть нарушает ход эпистемологического процесса. Результат ее воздействия может выглядеть как угодно. По сути это означает, что политический спектр становится замкнутой поверхностью: все радикальные учения, распределенные по краям, сливаются в одну сущность с множеством лиц, но с одним корнем и одной уязвимой точкой. Анархо-капитализм и сталинизм – одна и та же фигура в различных проекциях.

 

Короче говоря, ИСМ чрезвычайно опасна, и борьба с ней заслуживает куда больших усилий, чем мы прилагаем.

 

А теперь попробуйте представить, что вы увидите, резко сняв розовые очки справедливого мира. Мы одни. Вокруг, насколько хватает телескопов, лишь безграничная, безжизненная, безразличная к нам тьма. Ждать помощи неоткуда. Только мы сами можем помогать друг другу. С другой стороны, только мы сами имеем неотъемлемую ценность. Мы естественным образом пришли к гуманизму. И теперь становится понятна его устойчивость.

194 Комментария


Рекомендуемые комментарии



Фан, Вы ведь хотите пожертвовать всеми привычками (вроде потребления животных в пищу), спонтанностью жизни (которая заставляет делать необдуманные поступки, задевающие других людей), в общем, "выйти из зоны комфорта", тотально выйти. Вы даже соглашались, что человек в Вашей модели расплачивается так за бремя разума. Это разве не жертва? Ради гуманизма, который и есть Ваш Справедливый Мир? 

Ссылка на комментарий
вроде потребления животных в пищу

Нууу, у меня нет такой привычки, так что хз, насколько это крупная проблема

 

спонтанностью жизни (которая заставляет делать необдуманные поступки, задевающие других людей)

А почему в этом плане что-то изменяется?

 

Вы даже соглашались, что человек в Вашей модели расплачивается так за бремя разума. Это разве не жертва? Ради гуманизма, который и есть Ваш Справедливый Мир? 

Либо такая жертва сейчас, либо несопоставимо большие жертвы потом.

Ссылка на комментарий

Ты знаешь, ты абсолютно прав во всем, что ты написал. У меня вообще нет возражений.

 

А теперь попробуйте представить, что вы увидите, резко сняв розовые очки справедливого мира. Мы одни. Вокруг, насколько хватает телескопов, лишь безграничная, безжизненная, безразличная к нам тьма. Ждать помощи неоткуда. Только мы сами можем помогать друг другу. С другой стороны, только мы сами имеем неотъемлемую ценность. Мы естественным образом пришли к гуманизму. И теперь становится понятна его устойчивость.

 

Как бы смысл всего. Если бы все видели мир так, он был бы намного лучше.

 

BTW, что такое "бремя разума"? По-моему есть бремя идиотизма, во всяком случае оно чаще наблюдается.

Ссылка на комментарий
Либо такая жертва сейчас, либо несопоставимо большие жертвы потом

 

Ну так тот, кто приносит в жертву кого-либо (в том числе себя), рассуждает так же.

 

Наверное, Вы возразите, что у тех, суеверных, - только иллюзия, да и баланс поддерживается неведомыми силами, а у Вас - расчёт. Но первое предложение как бы говорит само за себя: для Вас жестокость не просто "факт", и даже не просто эмоциональная оценка, а травмирующее событие. Хочется, чтобы было иначе. Есть надежда, что будет. И это рождает веру в эволюцию, а уж потом Вы ищите подтверждение вере.

 

А почему в этом плане что-то изменяется?

 

Почему фиксация на гуманизме (в Вашей версии, насколько я понимаю, он равен сверхценности человеческой жизни) сделает жизнь более трудной и менее спонтанной? По-моему, это очевидно. Ни одно по-настоящему серьёзное преобразование или дело не обходится без насилия, причинения вреда, игнорирования чьих-нибудь интересов. Если не делать ничего масштабного и жить предельно незаметно, наверное, можно считать себя гуманистом и даже не очень напрягаться, но все-то так не смогут.

Ссылка на комментарий
BTW, что такое "бремя разума"? По-моему есть бремя идиотизма, во всяком случае оно чаще наблюдается.

 

Отсылка к другому разговору с ФБ.

В отличие от тебя, я не коллекционирую описки полугодовой давности другого человека. Я стараюсь запомнить то конструктивное, что вышло в итоге беседы.

Ссылка на комментарий
Ну так тот, кто приносит в жертву кого-либо (в том числе себя), рассуждает так же.

Ну, для начала, имеется в виду принесение в жертву душевного комфорта ради сохранения жизни. "Тот" делает скорее наоборот.

 

И это рождает веру в эволюцию, а уж потом Вы ищите подтверждение вере.

Здесь я уже совсем потерял суть разговора

Ссылка на комментарий

 

 

Если предположить, что любая потеря чем-то компенсируется

а разве неверно обратное? в смысле, любое приобретение чего-то стоит?

На мой взгляд тут фишка в том, что мы не можем сами выбрать, что потерять взамен приобретения

"За всё надо платить. Кто-то раньше, кто-то позже. Кто-то соизмеримо. кто-то нет"

 

 

«Хороший предприниматель всегда победит плохого в конкурентной борьбе, хороший работник всегда найдет работу с достойной оплатой, мегакорпорации не будут сотрудничать для получения власти»… 

 

А что, есть ещё такие, кто в это верит? Хотя честно говоря не совсем понятно что значит "хороший/плохой предприниматель". Разве что некий образ в коллективном бессознательном.

 

 

Однако, если вы предложите добавить в этот же список свободу слова и другие леволиберальные принципы, я поспешу вам возразить. Принципиальная разница состоит в том, что словом, в отличие от оружия или денег, нельзя убить, да и вообще сделать что-то плохое и непоправимое одновременно.

Не вижу разницы. Хьюман райтс, демократия, свобода......что-то там собственно говоря давно уже стали для ряда жителей нашей планеты чуть ли не религиозными заповедями.

Хотя возможно это всего лишь циничная игра на публику и никто из поминающих всуе не питает особых радужных иллюзий. Но даже так, ведь к какой-то аудитории они обращаются.

 

Что касается " слово не может убить и сделать плохое/непоправимое"-вот тут категорически не могу согласиться.

Словом не то что убить можно, им душу искалечить навсегда можно. Не потому ли мы стремимся как можно быстрее нарастить броню цинизма и обложиться со всех сторон готовыми ответами? 

Конечно, технически, нужное слово сказанное в нужный момент не делает убийцей. Но это не снимает ответственности за последствия этих самых слов.

 

Ждать помощи неоткуда. Только мы сами можем помогать друг другу. 

 

 

Вот здесь аплодирую. Мысль вроде простая, но дойти к ней не так просто. А уж дойти не интуитивно, а последовательно и логично-ещё сложнее. Снимаю шляпу.

 

Хотя вот тут есть с чем поспорить

 

 

С другой стороны, только мы сами имеем неотъемлемую ценность. 

Но это тема отдельной беседы, пожалуй, так что воздержусь.

 

И ещё на тему иллюзий: человеку вообще свойственно "закутываться в покрывало Майи", не обязательно именно в иллюзию справедливости ( хотя она одна из самых сильных, да). Не у каждого хватит мужества и воли отбросить все иллюзии-с ними комфортнее.

И людям было бы легче сбрасывать это покрывало и видеть не пустоту, а людей рядом.

"You are (not) alone"

Ссылка на комментарий

 

Задумывались ли вы когда-нибудь о мотивах жертвоприношений, в особенности человеческих?

Всё просто, укрепление власти и контроль страхом. Ну либо слепая вера. Причём последнее довольно редко встречается.

 

Существует распространенное и хорошо известное когнитивное искажение – «иллюзия справедливого мира»

Понятие "справедливого мира"  довольно гибко. Для каждого человека оно своё.

 

А теперь попробуйте представить, что вы увидите, резко сняв розовые очки справедливого мира. Мы одни. Вокруг, насколько хватает телескопов, лишь безграничная, безжизненная, безразличная к нам тьма.

Звучит как обращение учёных к наглухо отбитым верующим.

Ссылка на комментарий
В отличие от тебя, я не коллекционирую описки полугодовой давности другого человека.

Я ничего не коллекционирую, просто отдельные разговоры настолько фееричные, что их сложно забыть.

 

Я стараюсь запомнить то конструктивное, что вышло в итоге беседы.

В твоем случае там особо и нечего вспомнить.

 

Словом не то что убить можно, им душу искалечить навсегда можно.

Словом искалечить душу можно только тому, кто искренне считает себя уникальным, единственным и вообще центром вселенной. Таких еще называют людьми с "тонкой душевной организацией". Адекватных же людей никакое слово не заденет настолько.

 

Не потому ли мы стремимся как можно быстрее нарастить броню цинизма и обложиться со всех сторон готовыми ответами?

Я лично не стремлюсь к этому. Я ненавижу цинизм и циничных людей.

 

Цинизм для слабаков, а нормальные люди не боятся эмоций и всего, что они подразумевают.

 

Понятие "справедливого мира" довольно гибко. Для каждого человека оно своё.

Оно может быть для каждого свое, но смысл в том, что оно есть. А миру совершенно необязательно быть справедливым, ни сейчас, ни в перспективе.

Ссылка на комментарий
Словом искалечить душу можно только тому, кто искренне считает себя уникальным, единственным и вообще центром вселенной. Таких еще называют людьми с "тонкой душевной организацией". Адекватных же людей никакое слово не заденет настолько.

Ну так они же тоже люди, не унтерменши же в конце концов.

И да, впечатлительные дети конечно же не воспринимают слова своих авторитетов ( родителей например). 

Да даже и сформировавшиеся взрослые.

"грубое и обидное слово от любимой женщины+ собственные страхи и переживания-неуверенность в себе, падение самооценки ( хотя не догма, могут быть вариации), разрушение семьи в конечном счёте

а для кого-то и к полной катастрофе приводит.

Или откровенная ложь или манипуляция, лёгшая на благоприятную почву-и вот уже труп по бытовухе например. Или расстрелы редакций журналов ( да-да, осуждаю и всё такое, но факт в том, что по сути это было "ответом за базар", если примитивно. и сотни тысяч раз неправы стрелки, и ответственность была несоразмерной на взгляд среднего человека-но несправедливости полон мир)

 

Слово-это оружие. Им можно спасти человека, а можно убить. И это факт. 

 

 

Я это к чему. Не к тому, что свобода слова там и прочее не нужны. Нужны. Но у автора поста слово выглядит таким безобидным, что так и искушает свободу слова смешать с отсутствием ответственности за него. 

И это слабое место безусловно интересного рассуждения.

 

Я лично не стремлюсь к этому. Я ненавижу цинизм и циничных людей.
 
Цинизм для слабаков, а нормальные люди не боятся эмоций и всего, что они подразумевают.

Под "мы" я подразумевал наш рыхлый социум. Личный опыт говорит мне, что в той или иной форме люди используют цинизм, как средство защитить свою психику. 

* Я думаю это есть и в медицинской литературе, но на всякий случай можно спросить присутствующего на форуме специалиста*

Есть конечно титаны духа, которые не прячутся за этой бронёй. Они круче слабаков и наверное на них надо равняться, как мне кажется. Но слабаки-тоже часть социума.

Ссылка на комментарий
Ну так они же тоже люди, не унтерменши же в конце концов.

Никто и не спорит. Но если строить общество, основываясь на том, как его видят подобные люди, которых далеко не большинство, то оно выйдет достаточно плохим - жестоким и малоэффективным.

 

И да, впечатлительные дети конечно же не воспринимают слова своих авторитетов ( родителей например).
Да даже и сформировавшиеся взрослые.
"грубое и обидное слово от любимой женщины+ собственные страхи и переживания-неуверенность в себе, падение самооценки ( хотя не догма, могут быть вариации), разрушение семьи в конечном счёте
а для кого-то и к полной катастрофе приводит.

Ну, мы говорим не об этом, я думаю. Слово любимой женщины и все такое - это немного другое, что мало вписывается в социальные концепции.

 

Или откровенная ложь или манипуляция, лёгшая на благоприятную почву-и вот уже труп по бытовухе например. Или расстрелы редакций журналов ( да-да, осуждаю и всё такое, но факт в том, что по сути это было "ответом за базар", если примитивно. и сотни тысяч раз неправы стрелки, и ответственность была несоразмерной на взгляд среднего человека-но несправедливости полон мир)

Здесь есть два варианта - запретить слово, то есть те же журналы, и в обществе будут править тонко чувствующие со всеми вытекающими, либо проявить усилия к тому, чтобы таких людей в обществе оставалось все меньше, посредством образования (или чтобы, по крайней мере, у них в руках не было оружия).

 

Второй вариант, на мой взгляд, является единственно правильным, потому что при первом общество деградирует и я бы в таком обществе не хотел жить.

 

А ложь, кстати, не защищается свободой слова.

 

Слово-это оружие. Им можно спасти человека, а можно убить. И это факт.


Я это к чему. Не к тому, что свобода слова там и прочее не нужны. Нужны. Но у автора поста слово выглядит таким безобидным, что так и искушает свободу слова смешать с отсутствием ответственности за него.

Я думаю, что автор подразумевал то, что отдельные люди трактуют слово, как оружие, и приписывают ему свойства физических объектов. Что в корне неверно.

 

В конечном счете ответственность лежит на том, кто совершает конкретное действие с оружием в руках, так как этому действию не может быть никакого оправдания. И как бы взрослые люди не должны совершать таких действий только потому, что им кто-то что-то сказал или у них жопа загорелась.

 

Под "мы" я подразумевал наш рыхлый социум. Личный опыт говорит мне, что в той или иной форме люди используют цинизм, как средство защитить свою психику.

Ты абсолютно прав, я думаю.

Ссылка на комментарий
Ну, для начала, имеется в виду принесение в жертву душевного комфорта ради сохранения жизни. "Тот" делает скорее наоборот.

 

Фан, в жизни (физическом существовании) любого существа ровно столько ценности и смысла, сколько мы ему придаём.

 

Вы сравниваете разумного человека в сытом и спокойном мире, который готов потесниться, чтобы дать жизнь абстрактным "другим", со стрессированным человеком из очень негостеприимного мира (или ситуации), который не видит, почему "другой", с гораздо худшими характеристиками, чем он сам (еретик, враг, подлец, старик, неразумный ребёнок, тупая женщина, чёрный, нацист, придурок, жестокий примитив...), будет жить, когда более достойные (в его понимании) умрут. Для спокойных времен - небольшая жертва (например, отказаться есть мясо). Для страшных - крупная (размен одних жизней на другие). Если верить в эволюцию и устойчивость гуманизма (вне связи с конкретными обстоятельствами жизни), то конечно, похожести никакой не видно. Но по-моему, механизм один и тот же.

Если Вас так задевает чужая жестокость, убьёте ли Вы насильника или садиста, если по-другому их будет не остановить? Вы принесёте их в жертву своему душевному комфорту и пониманию справедливости?

 

В твоем случае там особо и нечего вспомнить.

 

Ну, а в разговоре с ФБ было что. Логика была такая: ценность человеческой жизни в будущем ФБ предполагал распространить и на животных. И чтобы не подвергаться нападению, человек (в модели ФБ) должен научиться безболезненно изгонять их со своей территории (например, ультразвуком), а места обитания обходить стороной. Я заметил на это, что получается, последний таракан находится в привилегированном положении по сравнению с человеком, который вынужден об этом всем думать и тратить ресурсы и время на сохранение их жизней. Расплата за разум. ФБ согласился, что так и есть. Это я и назвал "бременем разума". А ты поступил в своей излюбленной манере: влез, выхватил фразу из контекста, потащил разговор от серьезной темы в другую сторону, где можно разгуляться и опустить оппонента. А кто обиделся, тот "тонко чувствующий". А если ты обиделся и у тебя пригорело, то ты не циник и не боишься эмоций.

 

Слово любимой женщины и все такое - это немного другое, что мало вписывается в социальные концепции.

 

Социум может убить словом, организовав травлю (подвергнутых ею не возьмут на работу, практика СССР), уничтожив репутацию специалиста (допустим, в профессии врача, адвоката, учителя хватит намёка, слухов, без всякой лжи - это особенно актуально для Запада, где много частной практики). Слово может позвать на баррикады и площади (власть расценивает это как "беспорядок" и стреляет - адекватная превентивная мера или "взрослые люди не должны совершать таких действий"?) Слово может заставить десятилетиями строить пирамиды и заталкивать в них треть национального валового продукта (Др. Египет). Слово заставляет видеть в каких-то homo sapiens неполноценных людей и блокировать к ним сострадание. Это не расстрел, но кому-то вовремя не окажут помощь, не предоставят возможности реализоваться и пр. Слово - это и мотив, и цель, и способ любого продуманного действия, своего или чужого. Разумеется, слово - это не оружие и не физический предмет. Оно гораздо сильнее - потому что организует и оружие, и физический мир, как его воспринимает человек.

Ссылка на комментарий

а разве неверно обратное?

Это не обратное утверждение, а смена порядка следования.

приобрел => потерял - верно

потерял => приобрел - неверно

Сие кстати есть прямое следствие второго закона термодинамики.

 

А что, есть ещё такие, кто в это верит?

Целыми странами.

 

Словом не то что убить можно, им душу искалечить навсегда можно. Не потому ли мы стремимся как можно быстрее нарастить броню цинизма и обложиться со всех сторон готовыми ответами?

Ты опять перепутал порядок следования. Готовые ответы и есть основная уязвимость души.

 

Всё просто, укрепление власти и контроль страхом. Ну либо слепая вера. Причём последнее довольно редко встречается.

Те, что все-таки были предложены, недостаточно общи, чтобы применяться ко всем народам, когда-либо имевшим такую традицию. Сказать «это суеверие» - все равно, что ничего не сказать, поскольку любое суеверие, тем более устойчивое, само должно как-то объясняться.

Звучит как обращение учёных к наглухо отбитым верующим.

Ну вот да, мне тоже еще недавно казалось, что гуманизм достаточно самодостаточен, чтобы не требовать активной защиты. Я ошибался.

 

что так и искушает свободу слова смешать с отсутствием ответственности за него.

Вообще-то да, свобода слова в общем случае подразумевает отсутствие ответственности.

 

Есть конечно титаны духа, которые не прячутся за этой бронёй. Они круче слабаков и наверное на них надо равняться, как мне кажется. Но слабаки-тоже часть социума.

Если человек ради защиты своих слабостей обманывает себя и других - мы должны иметь полное право атаковать его защиту. И, если это нанесет ему психологическую травму - это исключительно его собственная вина: не надо было обманывать изначально.

Другое дело - целенаправленное издевательство над человеком из-за его качеств, которые он не может просто так изменить, или "откровенная ложь или манипуляция". Это уже можно рассматривать как преступление.

Ссылка на комментарий

Вы сравниваете разумного человека в сытом и спокойном мире, который готов потесниться, чтобы дать жизнь абстрактным "другим", со стрессированным человеком из очень негостеприимного мира (или ситуации), который не видит, почему "другой", с гораздо худшими характеристиками, чем он сам (еретик, враг, подлец, старик, неразумный ребёнок, тупая женщина, чёрный, нацист, придурок, жестокий примитив...), будет жить, когда более достойные (в его понимании) умрут. Для спокойных времен - небольшая жертва (например, отказаться есть мясо). Для страшных - крупная (размен одних жизней на другие). Если верить в эволюцию и устойчивость гуманизма (вне связи с конкретными обстоятельствами жизни), то конечно, похожести никакой не видно. Но по-моему, механизм один и тот же.

ЯННП.

 

Если Вас так задевает чужая жестокость, убьёте ли Вы насильника или садиста, если по-другому их будет не остановить? Вы принесёте их в жертву своему душевному комфорту и пониманию справедливости?

Больно общий вопрос. Какова ситуация в целом, каковы мои возможности его нейтрализации, каковы последствия возможных решений?

Ну и подмену тезиса наблюдаю я здесь. Вы начинаете с хрестоматийного сценария "пожертвовать одним ради спасения многих", а заканчиваете почему-то душевным комфортом. Который, кстати, приносится в жертву в обоих случаях.

 

Социум может убить словом, организовав травлю (подвергнутых ею не возьмут на работу, практика СССР), уничтожив репутацию специалиста (допустим, в профессии врача, адвоката, учителя хватит намёка, слухов, без всякой лжи - это особенно актуально для Запада, где много частной практики). Слово может позвать на баррикады и площади (власть расценивает это как "беспорядок" и стреляет - адекватная превентивная мера или "взрослые люди не должны совершать таких действий"?) Слово может заставить десятилетиями строить пирамиды и заталкивать в них треть национального валового продукта (Др. Египет). Слово заставляет видеть в каких-то homo sapiens неполноценных людей и блокировать к ним сострадание. Это не расстрел, но кому-то вовремя не окажут помощь, не предоставят возможности реализоваться и пр. Слово - это и мотив, и цель, и способ любого продуманного действия, своего или чужого. Разумеется, слово - это не оружие и не физический предмет. Оно гораздо сильнее - потому что организует и оружие, и физический мир, как его воспринимает человек.

Именно поэтому мы и хотим, чтобы ни у кого не было монополии на слово - чтобы любая ложь могла нейтрализовываться правдой. Конечно, идеально работать такая схема сможет только в идеальном мире, но статистически свою эффективность она уже доказала.

Кстати, с прошедшим.

Ссылка на комментарий
Логика была такая: ценность человеческой жизни в будущем ФБ предполагал распространить и на животных. И чтобы не подвергаться нападению, человек (в модели ФБ) должен научиться безболезненно изгонять их со своей территории (например, ультразвуком), а места обитания обходить стороной. Я заметил на это, что получается, последний таракан находится в привилегированном положении по сравнению с человеком, который вынужден об этом всем думать и тратить ресурсы и время на сохранение их жизней. Расплата за разум. ФБ согласился, что так и есть. Это я и назвал "бременем разума". А ты поступил в своей излюбленной манере: влез, выхватил фразу из контекста, потащил разговор от серьезной темы в другую сторону, где можно разгуляться и опустить оппонента.

Ну, во-первых, я не обязан помнить все твои разговоры со всеми.

Во-вторых, у меня не было никакого желания тебя опускать. На вопрос можно вот так и ответить, вместо наездов на меня.

 

А кто обиделся, тот "тонко чувствующий". А если ты обиделся и у тебя пригорело, то ты не циник и не боишься эмоций.

А я ни на кого не обиделся и не обижался.

 

Социум может убить словом, организовав травлю (подвергнутых ею не возьмут на работу, практика СССР), уничтожив репутацию специалиста (допустим, в профессии врача, адвоката, учителя хватит намёка, слухов, без всякой лжи - это особенно актуально для Запада, где много частной практики). Слово может позвать на баррикады и площади (власть расценивает это как "беспорядок" и стреляет - адекватная превентивная мера или "взрослые люди не должны совершать таких действий"?) Слово может заставить десятилетиями строить пирамиды и заталкивать в них треть национального валового продукта (Др. Египет). Слово заставляет видеть в каких-то homo sapiens неполноценных людей и блокировать к ним сострадание. Это не расстрел, но кому-то вовремя не окажут помощь, не предоставят возможности реализоваться и пр. Слово - это и мотив, и цель, и способ любого продуманного действия, своего или чужого. Разумеется, слово - это не оружие и не физический предмет. Оно гораздо сильнее - потому что организует и оружие, и физический мир, как его воспринимает человек.

Это все делают люди, а не слово.

 

Травлю организовывают конкретные люди, как и революции, и все остальное. Поэтому я и делаю постоянно упор на то, что люди должны быть адекватными и должны уметь оценивать информацию критически. Запрещая же слово, люди становятся глупее и рано или поздно до них либо что-то доходит, обычно разрушительное, либо они становятся абсолютно контролируемыми и тупыми баранами. От этого и происходит большая часть проблем.

 

Слово не виновато в этих проблемах. Но, конечно, если переносить вину на слово, и "мотивы", и "цели", а людей считать полными идиотами, то выходит вот такая вот ерунда.

 

"Слово может позвать на баррикады" -> оно из воздуха что-ли появилось, слово это?

 

приобрел => потерял - верно
потерял => приобрел - неверно
Сие кстати есть прямое следствие второго закона термодинамики.

++Да.

 

Но я абсолютно уверен, что большая часть читающих не видит связи между термодинамикой и, скажем, алгоритмами сжатия данных))

 

Вообще-то да, свобода слова в общем случае подразумевает отсутствие ответственности.

Я бы сказал, что ответственность может лежать в области морали, но не в области законов в большей части случаев.

Ссылка на комментарий

По какой-то причине меня очень сильно угнетает человеческая жестокость. Даже просто в описании исторических событий.

Натерпелся прост.

 

Мы одни. Вокруг, насколько хватает телескопов, лишь безграничная, безжизненная, безразличная к нам тьма. Ждать помощи неоткуда.

Слишком сильно похоже на проекцию.
Ссылка на комментарий

Вообще все эти веганы и хипари так повернуты на ненасилии, потому что их самих много травили. И в той или иной степени они так и будут травимы всю жизнь, если не смогут разобраться со своими проблемами. Причем травят их в первую очередь из-за неприемлемости их поведения для окружающих, только во вторую из-за возможности безопасно выпустить агрессию и самоутвердиться. Например у всего такого мирного Писа тоже есть свой мальчик для битья - свидетели Иеговы и им подобные. Благодаря им он может почувствовать, что хоть кого-то хоть в чем-то он лучше.

И пожалуй что сам я пишу это отчасти из-за возможности почувствовать себя лучше кого-то. Мда, насколько же глубоко ширнармассы пронизаны скотством. Ну что поделать, "человек не произошел от обезьяны, он находится только в середине этого процесса". Остается надеяться, что на пути к тру человеческой форме это самое человечество не погибнет от собственного безумия.

 

Однако, если вы предложите добавить в этот же список свободу слова и другие леволиберальные принципы, я поспешу вам возразить. Принципиальная разница состоит в том, что словом, в отличие от оружия или денег, нельзя убить, да и вообще сделать что-то плохое и непоправимое одновременно.

Даладна. Оружие/деньги - средства воздействия, а слово нет? Секты имеют возможность существовать благодаря свободе слова, они не наносят вред? Смертники умирают от взрывчатки или потому что им обработали психику? Арабы могут, но имеющие в распоряжении науку психологию не смогут? А как же пропагандистские войны? Или если где-то возникло верное мнение, то при свободе слова оно непременно победит государственную машину пропаганды? Свобода слова это успокаивающая иллюзия, против гос пропаганды она не сможет сделать ничего. Какой смысл в типа свободе слова, если сам народ, которому она предоставляется, остается по сути в рабском состоянии?

 

Социум может убить словом

А, уже, да еще и намного лучше.
Ссылка на комментарий
Например у всего такого мирного Писа тоже есть свой мальчик для битья
вот откуда эти садо-мазо нотки на фотках  =)))
Свобода слова это успокаивающая иллюзия, против гос пропаганды она не сможет сделать ничего.
Свобода слова это просто хороший социальный инструмент. И оно, в общем-то, не против гос. пропаганды, а даже в чем-то и за.
Ссылка на комментарий
Только диванного фрейдизму нам тут недостовало
чего так нетерпимо-то? Кругом куда ни глянь тьма, все кругом ценны, помощи ждать неоткуда, а вы под одеялом пинаетесь.
Ссылка на комментарий

Что за адский ад опять начался?)))

 

 

 

Например у всего такого мирного Писа тоже есть свой мальчик для битья - свидетели Иеговы и им подобные. Благодаря им он может почувствовать, что хоть кого-то хоть в чем-то он лучше.

Ну почему? Если кто-то высказывает свое мнение, и я с ним не согласен, я имею полное право сказать мое мнение и почему я не согласен. Мне совершенно необязательно считать себя лучше кого-то при этом. Ну а если со стороны другие выглядят мальчиками для битья, значит между нами большая разница в уровне, только и всего.

 

 

 

Остается надеяться, что на пути к тру человеческой форме это самое человечество не погибнет от собственного безумия.

Что такое тру человеческая форма?

 

 

 

Секты имеют возможность существовать благодаря свободе слова, они не наносят вред?

Наносят, но при несвободе слова они существует точно так же.

 

 

 

Или если где-то возникло верное мнение, то при свободе слова оно непременно победит государственную машину пропаганды?

Да нет, необязательно победит. Кто-то говорил обратное?

 

 

 

Свобода слова это успокаивающая иллюзия, против гос пропаганды она не сможет сделать ничего. Какой смысл в типа свободе слова, если сам народ, которому она предоставляется, остается по сути в рабском состоянии?

А без свободы слова он будет в менее рабском состоянии? По-моему он будет в более рабском, ну чисто по логике)

 

 

 

чего так нетерпимо-то? Кругом куда ни глянь тьма, все кругом ценны, помощи ждать неоткуда, а вы под одеялом пинаетесь.

Опять бугурт начался.

 

Одна негативная фраза в чей-то адрес - это не нетерпимость. Это просто выражение свое мнения. Нетерпимость это удаление комментариев, например.

 

Я не знаю, что с вашей точки зрения является терпимостью - в жопу всех целовать и яйца вылизывать каждому комментирующему, независимо от количества его бреда? Нет уж, оставьте это себе)

 

У нормальных людей совершенно другая терпимость.

 

 

 

Ботан, если тебя раздражают диванные эксперты, могу я попросить тебя предъявить корочку, дающую тебе право на публикацию этой записи?

А что, российские законы запрещают теперь блоги публиковать? Я думаю у него по определению есть право на публикацию блогов, а так же право на то, чтобы быть раздраженным чем угодно.

Ссылка на комментарий
Например у всего такого мирного Писа тоже есть свой мальчик для битья - свидетели Иеговы и им подобные.

kost_39256139_orig_.jpeg

Каждый вечер пятницы я узнаю о себе что-то новое)

 

Ну вообще хуй знает, может раньше я и мог такое впечатление произвести, пусть даже из-за пары постов на ЕнЕ, которые я даже не вспомню уже когда и где оставлял, но на самом деле это было несколько личное, из-за того, что моя сестра со своим мужем одно время с ними много якшались, регулярно пускали их к себе на чашечку чая поговорить о библии и обсудить все каверзные вопросы.
Сейчас же они к нам лезут, поэтому и я отношусь к ним скорее просто без одобрения. Я вообще ко всем именно так и отношусь - пока не лезут куда либо без спроса со своей хернёй, то пусть делают что хотят.

Нынче же я, похоже, переключился на цыган, что каждый день организованными кучками маячат перед магазином, в котором я работаю, попрошайничая у водил на стоянке и прохожих, порой даже имея наглость зайти к нам "я тебе удачю принесу! Давай погадаю!" и т.п. Тут уж признаю, могу и вспылить "я своим горбом деньги зарабатываю, а вы обманом! Уходите, будьте так добры." или вроде того.

Ссылка на комментарий

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...